Мой ребенок (младший сын) не говорил до 5 лет. Словарный запас до 5 лет: мама, папа, дай, нет, да, пи -пить и несколько слогов, типа, по, пу, пе, па и т.д., которые тоже означали несколько нужных для общения глаголов и ВСЕ(((. Не может сказать ни свое имя, ни сколько ему лет и т.д. При этом он обычный ребенок, все понимает, играет с детьми (в основном молча, также молча может показать свое недовольство), собирает конструктор, сам одевается, сам себя обслуживает, только не может разговаривать.
Мы-родители очень были обеспокоены такой проблемой сына и мы ЖДАЛИ: год, два, три. Не заговорил в три, хотя вокруг многие были уверены, что обычно молчуны начинают говорить в три и целыми предложениями почти сразу. Нет, не случилось, и в четыре тоже.
Что же я делала все это время? В то время у меня было двое детей: старший сын (он на 1,5 года старше) начал рано разговаривать, ему чуть ли не с рождения покупались различные детские книги, энциклопедии, я ему с первых дней читала стихи Пушкина. Старший с годика носит с собой книги и заставляет меня читать, пересказывать много раз сказки, заучивает стихи, целые произведения.
- И вот, к примеру, старшему 2,5 года, а младшему 1 год, они со мной рядом, я читаю сказки, книги, рассказываем со свекровью им все по ролям: старший слушает, весь во внимании, запоминает, а младший не хочет слушать, закрывает уши, отвлекается. Ему неинтересно. Так происходит каждый день, в основном вечером. Вроде развиваем, разговариваем, а он не хочет.
- Из книг по психологии, по совету врачей (также с маленького возраста) стали развивать мелкую моторику: сначала купили пирамиду, потом конструктор с крупными деталями, потом конструктор с мелкими деталями, различные робокопы, мозаики. Он обожает с ними играть, собирает сам различные сложные конструкции, придумывает, может и по предложенной схеме собрать. Прямо талант и все быстро и легко. Говорить он при этом не может.
- Любит смотреть мультики, детские мультики, фильмы. Понимает все, что там происходит и реагирует адекватно: смеется где надо, грустит тоже к месту. Получается с умственным развитием все нормально.
- Купили развивающие диски для детей,смотрел с удовольствием.
- В детский сад он пошел с 2 лет. Все, что ему было нужно он молча добивался. Некоторые воспитатели принимали его сразу таким, какой он есть, некоторые нет, но со временем находили с ним общий язык и выполняли его просьбы. Самооценка у него была в детстве очень высокая, он не стеснялся, что не умеет разговаривать. За него говорил его брат))). Родители его любят. Друзья есть. Что еще надо?
И вот мы переезжаем из деревни в город. Ему уже через три месяца исполнится 5 лет. Через пару лет маячит школа. Что же делать?
P/s. Расскажу подробнее в следующей статье.
Мои статьи по данной теме: Почему сейчас так много детей, которые начинают поздно говорить? И что делать, если у тебя такой ребенок. Часть1.
Как найти время для ЕЖЕДНЕВНЫХ занятий с ребенком для развития речевого аппарата. Часть 3.