Найти тему
Вилли В.

Произвел отходы - заплати!

Продолжаем обсуждать вопросы, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Ранее мы говорили о том, кто должен платить за вывоз ТКО, в каких случаях, какие требования законодательства на этот счет. В этой статье поговорим о денежных вопросах.

Фото из открытых источников Интернета
Фото из открытых источников Интернета

Раньше, до "мусорной реформы", работы по сбору и вывозу ТБО входили в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Стоимость этой услуги рассчитывалась согласно статье 156 Жилищного кодекса РФ на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц. Теперь же, после с принятием поправок (раздел XV (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (включая «Правила предоставления коммунальных услуг...) обращение с ТКО стало коммунальной услугой:

"коммунальные услуги" - это деятельность исполнителя по подаче (ключевой слово!) потребителям любого коммунального ресурса... К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ("Общие положения").
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо..., используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако ТКО не включили почему-то в понятие "коммунальные ресурсы", то есть услуга по их вывозу имеется, а ресурсом они не являются. Как так? Так спешили, что забыли или специально туману напустили, чтобы всех запутать? Кстати, многие возмущаются - и справедливо, - на каком основании обращение с ТКО включено в коммунальные услуги? Мне кажется, это-то и понятно - эту услугу легко занормативить (то есть установить количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета) и затарифить (установить стоимость за единицу). А дальше только накручивай тариф, чтобы всегда быть в плюсе и все: 1) региональный оператор всегда в прибыли (счастливчик!); 2) у государства есть новый источник дохода в госказну; 3) налоговая тоже не в убытке (налог с деятельности оператора как минимум в какой-нибудь форме). Все в шоколаде! В убытке остались лишь те, кого на эту услугу "конклюдентно" подписали.

Вопрос о включении обращения с ТКО в коммунальные слуги может быть прояснен только Верховным Судом, если какая-нибудь "заботящаяся о народе" партия - коммунисты, например, - сделают соответствующий запрос. Чем не новое поле деятельности для партий! Помните, как, по-моему, Справедливая Россия делала запрос по капремонту? Суд пояснил, правда, что все нормально, право имели, все законно... Здесь хотя бы судебная позиция ясна! Так что, господа партийцы, ждем от вас проявления заботы о своих потенциальных избирателях!!

О порядке заключения такого договора с региональным оператором читайте по ссылке.

"Собственники "мусора" обязаны платить за вывоз, даже если нет договора с оператором".

Во-первых, региональный оператор выставляет счета на оплату, исходя из утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии нормативов накопления ТКО, а также тарифа, установленного региональной Службой по государственному регулированию цен и тарифов. К примеру, в Калининградской области единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) составляет 488,57 руб./м3. В многоквартирных домах Калининграда норматив накопления на человека - 2 м3 в год. При этом, в индивидуальных домах норматив 3 м3 в год, в многоквартирных домах посёлков с населением менее 1,5 тыс. человек - 1 м3 в год. Расчет производится по формуле:

Пример расчета на одного проживающего в многоквартирном доме (источник: esoo39.ru)
Пример расчета на одного проживающего в многоквартирном доме (источник: esoo39.ru)

Кстати, указанная величина тарифа включает в себя не только затраты на производственные нужды самого Регионального оператора, но и всех остальных участников процесса обработки ТКО, то есть весь комплект услуг: сбор, транспортирование, размещение (захоронение) ТКО, расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ, программ по уменьшению количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, а также расходы на экологию. Платим за все и всех!

Нормативы накопления ТКО для населения указаны в соответствующем Приказе регионального минэкологии и опубликованном на сайте ведомства. За вывоз и захоронение ТКО отвечает победившее в конкурсе региональное госпредприятие «Единая система обращения с отходами» («ЕСОО»). Управляющие организации отвечают только за содержание контейнерных площадок (но не за вывоз и утилизацию отходов).

Раньше, как вы помните, управляющая (обслуживающая) организация обязана была рассчитать для многоквартирного дома индивидуальную ставку платы за данную услугу с учетом фактически сложившейся нормы накопления ТБО и количества граждан, проживающих в доме. Для определения цены услуги подсчитывались общие расходы на сбор вывоз и захоронение ТБО и делились на количество метров, которые занимают квартиры в данном доме. В расчете учитывалась общая площадь жилых помещений.

Во-вторых, в соответствии с п. 148 (36) вышеуказанного Постановления при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом, согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Если в квартире никто не зарегистрирован, плата выставляется по количеству собственников. Например, квартира приватизирована на двоих (муж и жена в равных долях по 1/2), а фактически проживает в ней кто-то один, плата все равно будет начисляться по числу собственников. Единственно, что можно сделать в такой ситуации, когда другой собственник проживает фактически в другом месте, это предоставить подтверждающие данный факт документы и, возможно, плата будет уменьшена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг).

Ну и в-третьих, за оборудование и содержание мест (площадок) накопления ТКО отвечают собственники земельных участков, на которых они расположены. Если площадка расположена на придомовой территории, то по решению общего собрания собственников МКД с УК должен быть согласован вопрос о плате за содержание площадки (включено в расчет платы за содержание общего имущества).

Стало ли лучше в результате проведения "мусорной реформы"? Трудно сказать. Вместо лицензированных предприятий, которые занимались раньше вывозом мусора, теперь существует региональный оператор - в этом смысле для нас, граждан, ничего не изменилось. Стала приходить еще одна квитанция от оператора. Внедряется, вроде бы, раздельный сбор некоторых видов твердых коммунальных отходов - в местах сбора мусора поставили отдельные емкости. Вроде бы хорошо. С другой стороны, грязи в местах сбора стало больше, так как региональных оператор не успевает вывозить эти отходы, они переполняют баки, вываливаются или складируются рядом, а затем вывозятся в общей куче.

Во всем этом виден пока один плюс: если раньше размер платы определялся на общем собрании собственников и согласовывался с управляющей организацией (мороки много и криков), то теперь все устанавливается сверху и в этом смысле процесс максимально приближен к тому, что было в советское время. Правда и здесь есть неприятная сторона - тарифы на вывоз ТКО растут! Хотя и неравномерно по регионам. Собираемость платы тоже далека от 100%.

Вообще, складывается такое чувство, что тем дальше, тем больше мы будем брать на вооружение отдельные социалистические порядки, которые свежи еще в памяти, и применять их, но на рыночной - коммерческой! - основе. Если в советское время государство брало на себя большую часть расходов на социалку, то теперь эти расходы максимально перекладываются на граждан, но устанавливаются и регулируют сверху в лице тех или иных уполномоченных государственных органов. Своего рода социализм с пока еще человеческим лицом, но уже с "рыночным" оскалом!

"Мусорная реформа" - "качай или плати" (часть 1) и (часть 2).

Спасибо за внимание! Если статья понравилась, нажмите на поднятый вверх палец!