Роберт Льюис Стивенсон в повести «Черная стрела» столкнул сторонников Йорка и Ланкастеров в вымышленном сражении при Шорби. В основу яркого описания битвы легли события, произошедшие в тихом городке Сент-Олбанс. Стивенсон только поменял стороны местами и ускорил время сражения, чтобы подкрепления прибыли пораньше.
Английский король Генрих VI периодически впадал в безумие. Очередной срыв произошёл, когда сюзерену доложили о полном разгроме английских войск в битве при Кастийоне и падении Бордо. Сама по себе власть не терпит пустоты, поэтому в 1454 г. регентом при безумном короле был назначен Ричард герцог Йоркский, имевший, кстати, больше прав на английский престол, чем сам король. Полагая, что Генрих VI уже не оправится от болезни, герцог Йоркский, для упрочнения своего положения, занялся политическими разборками с противниками. Королевский фаворит Эдмунд герцог Соммерсетский был снят со всех постов и заточён в Тауэр. Честолюбивую королеву Маргариту Анжуйскую отстранили от всех государственных дел. Казалось, Ричарду уже можно было примерять английскую корону. Однако на Рождество 1454 г. Генрих VI неожиданно пришёл в себя…
В этот момент политика королевского двора резко развернулась в обратную сторону. Герцог Соммерсетский был немедленно освобождён из заключения и восстановлен в правах. Сформировав партию из наиболее одиозных представителей двора, страшно оскорблённая Маргарита Анжуйская добилась изгнания герцога Йоркского и его сторонников со всех постов. Однако этого для неё оказалось мало. Королеву полностью захватила идея уничтожения Йорков. На май 1455 г. было назначено открытие феодальной ассамблеи в Лестере. Учитывая, что Королевский Совет был полностью вычищен от йоркистов, на мирное разрешение конфликта надеяться уже не приходилось.
Спешно отбыв на север, герцог Йоркский встретился с отставленными от двора графами Солсберийским и Уориком. Лорды сделали выбор в пользу вооружённого сопротивления. Было решено перехватить короля и его свиту по пути в Лестер.
Сама по себе феодальная мобилизация отличалась крайней медлительностью. Тем не менее, имея фору во времени, герцогу Йоркскому удалось выставить в поле около трёх тысяч человек. Основу войска составили свита самого герцога, контингенты графов Солсбери и Уорика. Кроме того, армия была усилена отрядом сэра Роберта Огла, из 600 валлийских стрелков, набранных в Уэльсе (по другой версии, воинов набранных в шотландском пограничье).
Скрыть перемещение по территории Англии таких войсковых формирований было невозможно. Как только вести о выступлении йоркистов достигли короля, его сторонники начали собирать войска. Однако времени уже катастрофически не хватало. Сторонники Ланкастеров значительных сил собрать так и не успели.
Основу контингентов с обеих сторон составляла тяжёлая рыцарская конница. Большинство воинов в качестве защитного вооружения имели латный доспех, главным элементом которого была кираса с латной юбкой. Ноги и руки рыцарей прикрывались специальными стальными накладками, кисти рук защищались латными перчатками или рукавицами. Помимо кирас воины продолжали использовать бригантины – доспехи, состоящие из стальных пластин, приклёпанных к внутренней стороне матерчатых курток. Для защиты головы использовались шлемы нескольких видов: бацинет, армэ, салад и шлемы с полями. Рыцарство широко использовало щиты различных форм. В качестве наступательного вооружения воины применяли множество видов холодного оружия. В ход шли мечи, фальшионы, секиры, топоры, боевые молоты, булавы, клевцы, кинжалы, боевые ножи и копья.
Противники встретились у городка Сент-Олбанс 22 мая 1455 года. Основу королевской армии составляли отряд телохранителей короля, свиты лордов и придворных, сопровождавших Генриха VI на совет в Лестере. Свиты представляли собой вооружённые отряды мелкопоместных дворян и профессиональных наёмников, постоянно находившихся на службе лордов за деньги и покровительство. В то же время, в составе королевского войска находились отряды феодалов ранее открыто выступавших на стороне герцога Йоркского и наспех собранное ополчение Сент-Олбанса, не имевшие желания биться до последнего. Общая численность королевских войск доходила до двух тысяч человек, но сзади шли серьёзные подкрепления.
Королевский Военный совет, под нажимом герцога Бэкингемского, принял решение закрепиться в городке и попытаться продержаться до прибытия помощи. Расчёт строился на том, что городская застройка обеспечит дополнительное прикрытие войск, а тесные переулки не дадут противнику воспользоваться численным превосходством.
Городок Сент-Олбанс не имел ни стен, ни других защитных препятствий. Пространство представляло собой классическую плотную средневековую застройку, с большим собором, рыночной площадью вдоль главной улицы Святого Петра и примыкавшими к ней узкими переулками.
Готовясь к обороне, королевские отряды забаррикадировали все въездные пути. В ход шли телеги, массивная мебель, двери, заборы и брёвна. Правда, сил для контроля растянутого городского периметра не хватало.
Королевский штандарт с резервом разместился в центре на рыночной площади, большая часть войск была поставлена на защиту баррикад. Поскольку бой предстояло вести в узких переулках, основу боевых порядков составили спешенные тяжеловооружённые всадники и рыцари.
Генрих VI ещё пытался договориться с мятежным герцогом, но попытка разбилась о требование Йорка выдать ему Эдмунда герцога Соммерсетского. Поняв, что переговоры закончены, в полдень йоркисты, в пешем порядке, двинулись в лобовое наступление на город.
Несмотря на яростный натиск, атакующим никак не удавалось проникнуть за периметр обороны. В тесных переулках численное превосходство ничего не значило. Лучники оказались бесполезны. Верхние этажи зданий выступали над мостовой, серьёзно перекрывая сектор обстрела. Королевские силы стойко удерживали главные баррикады. Единственное, чего смогли добиться йоркисты, это приковать к себе большую часть защитников.
Тем временем, отряды графа Уорика и Роберта Огла, пройдя садами и глухими переулками, не встречая сопротивления, неожиданно вышли на рыночную площадь. Издав боевой клич, они с тыла буквально засыпали защитников баррикад стрелами. Несколько раз королевским солдатам удавалось загнать лучников в переулки, но пехота йоркистов продолжала просачиваться на площадь. Одновременно бойцы Йорка усилили натиск на баррикады. Атакующие растаскивали укрепления, а защитники старались не допустить разрушения форпостов. Вскоре линии обороны оказались прорваны и ожесточённый бой завязался на рыночной площади.
Ориентируясь на королевский штандарт, лучники осыпали стрелами Генриха VI и его телохранителей. Вокруг короля пало несколько человек, сам Генрих VI получил ранение в шею и укрылся в доме мелкого торговца. Руководство войсками было утрачено и началось повальное бегство. Последние очаги сопротивления йоркисты раздавили массой.
Вскоре король был обнаружен. Представший перед ним герцог Йоркский заверил сюзерена, что он является верным вассалом короны и готов доказать это в любое время, вместе со своими людьми. Затем он почтительно сопроводил Генриха VI в специально отведённые покои.
Сражение продолжалось менее часа. Силы Ланкастеров потеряли около 150 человек. Немного, но йоркисты разобрались со всеми серьёзными противниками. Были убиты Эдмунд герцог Сомерсетский, Генри Перси граф Нортумберлендский, Томас лорд Клиффорд. Герцог Бекингемский, раненый стрелой в лицо, успел укрыться в аббатстве.
Казалось, герцог Йоркский решил все свои вопросы. Он становился протектором Англии и наследником престола. Никто из принимавших участие в битве не мог предвидеть того, что она станет прологом, к затяжной и кровавой Войне Роз. Игра престолов только начиналась…
Друзья! В продолжение, хочу предложить Вам похожие статьи:
КОРОЛЬ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
КАК ВНУКИ ОТОМСТИЛИ ЗА ДЕДОВ. РАЗГРОМ ФЛАМАНДЦЕВ ПРИ РОЗЕБЕКЕ
"ВОЛК КЕРАКА". КНЯЗЬ РЕНО ДЕ ШАТИЙОН
РАЗГРАБЛЕНИЕ РИМА ИМПЕРСКИМИ НАЁМНИКАМИ
РАЗГРОМ ШВЕЙЦАРСКОЙ ПЕХОТЫ ПРИ СЕНТ-ЯКОБЕ НА БИРСЕ
ПОТЕРЯТЬ ИМПЕРАТОРСКИЕ РЕГАЛИИ
ОСАДА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. ИСТОРИЯ ЗАМКА МОН-СЕН-МИШЕЛЬ
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного