Найти тему
Музыка нас связала

Корпоративы нулевых, как новое слово в искусстве

Как я уже писал раньше, начало нулевых было временем жирным, но перекошенным. Там, где люди занимались торговлей или финансами или переделом собственности, деньги текли уже не ручьями, а реками без берегов. А в том, что касалось культуры, особенно бюджетной ее части, все ещё ощущалась глубокая нужда.

Поэтому с точки зрения зрелищных искусств в то время наибольшие возможности для реализации самых безумных и ярких идей открывались не на театральных подмостках, а на корпоративных праздниках.

Праздники стали заказывать не только корпорации, но и государственные структуры.
Праздники стали заказывать не только корпорации, но и государственные структуры.

Самые оригинальные затейники и выдумщики могли вытворять на таких заказниках все, что угодно. Более того, чем более безумная появлялась идея, тем выше она ценилась. Ведь у всех этих корпораций, помимо задачи красиво и богато отдохнуть, была ещё одна, даже более важная, - показать конкурентам, кто здесь на самом деле круче по части слива денег на ветер.

У каждой компании постепенно даже образовывался свой стиль. А лучшие режиссёры, продюсеры и ведущие этих увеселений передавались друг другу по исключительным рекомендациям.

Виктор Крамер. Один из первых и лучших в этой области.
Виктор Крамер. Один из первых и лучших в этой области.

В обеих столицах творческие единицы быстро сообразили, где зарыты большие и в целом легкие деньги, и праздничные агентства самого разного пошиба и масштаба стали появляться как грибы после дождя.

Были откровенные халтурщики с тупыми и одинаковыми сценариями и набором номеров из одного и того же ночного клуба. Но даже они были вполне востребованы. Что уж говорить об агентствах высшего класса. За такими практически велась охота. А их основатели и идеологи вели себя, как суперзвезды. И часто могли требовать от заказчиков финансирования самых невероятных затей, выставляя космические сметы.

Самой важной для любого начинающего агентства было правильно заявиться о себе и найти неиссякаемый источник новых заказчиков. Если это происходило в начале пути, дальше нужно было только качественно делать свою работу и не повторяться с идеями. Если все шло хорошо, то у агентства появлялся костяк клиентов, они более-менее распределялись своими юбилеями и корпоративными датами в течение года и позволяли рассчитывать на стабильный заработок. На фоне которого можно было дальше экспериментировать с какими-то новыми проектами.

Задачу поиска клиентов все решали по разному. Одно из агентств, с которым я работал, имело в учредителях Арт-директора клуба «Конюшенный двор» и основные заказы получало оттуда, от постоянных клиентов, которым нравилось то, что происходило на сцене и хотелось чего-нибудь такого же на своём мальчишнике или дне рождения любимой тёщи.

Работа в клубе помогала одному из агентств с поиском клиентов. Правда, уровень их был порой невысок.
Работа в клубе помогала одному из агентств с поиском клиентов. Правда, уровень их был порой невысок.

Другой, очень известный продюсер, один из первых осознавший востребованность услуги организации праздника и начинавший тогда, когда системы не было вообще, и сами заказчики ещё даже не знали, что они что-то подобное хотят, нашёл идеальный способ искать клиентов. Он ходил в дорогие мужские бани. И там, после парилки, в уравнивающих всех простынях, за кружкой пива, он рассказывал о том, что он режиссёр и что он может сделать красиво не только на сцене.

Вторая после поиска заказчиков сложность было в необходимости иметь постоянный поток оригинальных идей и сценариев. Поэтому авторы и режиссёры (как правило это был один и тот же человек) очень ценились и перехватывались друг у друга.

Постоянно пробовались новые персонажи. И если они справлялись, их старались не отпускать и эксплуатировать по полной программе.

В общем, под эту лавочку мне довелось поработать с десятком агентств и поучаствовать в придумывании и реализации нескольких десятков событий. И хочу сказать, что это было интересно, весело, иногда очень страшно. Но в целом, если честно, это по уровню наверное почти не уступало театру. Кроме одного - послания зрителю. В корпоративах все же не было никакого месседжа. Разве только такой - мы пьяны, можем себе позволить развлекаться, для нас построили роскошные декорации, нас пустили в исторические дворцы, нам поют лучшие звёзды. Значит, жизнь удалась. Сверхидея безусловно позитивная, но лишённая конфликта, а следовательно катарсиса и очищающих слез настоящего искусства.

Мне довелось даже участвовать в открытии храма в Калининграде
Мне довелось даже участвовать в открытии храма в Калининграде

Я не думаю, что есть большой смысл описывать все свои приключения на этом поприще. Опишу лишь один случай из своей практики, только лишь для того, чтобы вы оценили размах.

Одна Петербургская праздничная компания регулярно делала праздники для одной Московской корпорации, сидящей на национальных ресурсах и сотрудничающей с коллегами во многих странах мира.

И эта корпорация в очередной раз заказала пятидневный праздничный марафон для своих международных партнеров и собственных сотрудников. Идея была в том, что днём все эти люди интенсивно занимались работой, а вечером выезжали отдыхать в самые невероятные места. Очень надо было поразить всех партнеров. Да, и самим хотелось размаха.

От меня требовалось написать сценарий и потом принять участие в постановке проекта. Забегая вперёд, скажу, что поставить мне не удалось. Вмешались обстоятельства, которые я сейчас не вспомню. А вот концепции я прописывал достаточно подробно.

Но я хочу сейчас просто перечислить те локации, где должно было все происходить, и примерные ожидания по их освоению и наполнению.

1. Останкинская телебашня. Акробаты, высотники, фейерверки и прочая эквилибристика.

2. Московский ипподром. Гладиаторские бои, гонки на колесницах, парад животных.

3. Павильон Мосфильма. Переодевания в исторические костюмы, съёмки настоящего кино вместе со звёздами экрана первой величины.

4. Таманская танковая дивизия. Гонки на танках, войнушка, военно-полевая кухня, стрельба по воображаемому врагу.

5. Московский метрополитен. Нет, не весь. Но типа десять станций, которые на всю ночь превращаются в десять сцен. В между ними участники рассекают на поездах.

Останкинская башня это и правда высоко
Останкинская башня это и правда высоко

Я даже примерно посчитать не могу не то что весь праздник, но даже простую цену аренды всех этих удивительных локаций.

Ну, а вы, если хотите, можете попробовать прикинуть самостоятельно.

В общем, я считаю, что в целом русское искусство должно поблагодарить то время и те возможности, благодаря которым цвет нашей режиссуры смог и прокормиться, и набить руку, и исследовать такие технологии, которые никому больше тогда не снились. А отсидевшись, можно было браться и за настоящий театр, что многие с удовольствием и сделали, как только пришло их время.