Финальный эпизод исключительно субъективных киноитогов десятилетия.
С предыдущими тематическими топами можно ознакомиться здесь:
Лучшие боевики
Лучшие рукопашные боевики
Лучшие вестерны
Худшие фильмы
Лучшие российские фильмы
Лучшие фильмы ужасов
Лучшая фантастика
Самые странные фильмы
10 место: Норте, конец истории (Norte, hangganan ng kasaysayan), 2013, режиссер - Лав Диас
Один из самых простых и в то же время лучших фильмов любителя экстремального хронометража Лав Диаса, представляющий собой вольную экранизацию "Преступления и наказания". Если до момента убийства параллели с романом Достоевского чувствуются сильно, то после начинается совсем другое кино. Филиппинского Раскольникова никто не ловит, а в тюрьму отправляют случайно проходившего мимо люмпена.
9 место: Почему ты не играешь в аду? (Jigoku de naze warui), 2013, режиссер - Сион Соно
Сион Соно сделал то, что не до конца получилось у Квентина Тарантино в "Убить Билла". Если первая часть "Билла" была идеальным признанием в любви эксплуатационному кино, то вторая слегка разочаровывала многочисленными и нудными тарантиновскими диалогами, не имеющими особого отношения к настоящему эксплуатейшну. Сиону Соно удалось этого избежать и снять драйвовое, выдержанное от начала до конца кино о любви к "плохим", но чертовски увлекательным японским фильмам категории "Б".
8 место: Посетители (Visitors), 2013, режиссер - Годфри Реджио
Не являюсь поклонником трилогии "Каци", монументального документального проекта Годфри Реджио и Филипа Гласса: слишком много суеты, слишком много случайных кадров, без которых было бы лучше. Но "Посетители" представляют собой полную антитезу трилогии: очень медленное, сфокусированное, исключительно красивое кино. Да, оно достаточно банально в посыле, но как можно быть не банальным в 2010-х?
7 место: Дорога в никуда (Road to Nowhere), 2010, режиссер - Монте Хеллман
Главным кинохудожником американского кошмара был и остается Дэвид Линч. Долгое время казалось, что он единственный, кто способен убедительно запечатлеть на камеру параноидальную тревогу обыденности, но в самом начале десятилетия заслуженный ветеран американского независимого и эксплуатационного кино Хеллман снял тягучий и мрачный неонуар, действие которого разворачивается на съемочной площадке. Хеллману, как и Линчу, удалось запечатлеть будто бы беспочвенный иррациональный ужас.
6 место: Герцог Бургундии (The Duke of Burgundy), 2014, режиссер - Питер Стриклэнд
Обычно, когда пишут об этом фильме, делают упор на том, как Стриклэнд старательно реконструирует атмосферу европейского эксплуатационного кино 70-х, фильмов Хесуса Франко и Валериана Боровчика. Хотя чистым эксплуатейшном Стриклэнд не ограничивается, вставляя в "Герцога Бургундии" эпизод достойный самого Стэна Брэкиджа. Но фильм - не только оммаж утраченному способу кинопроизводства, но и серьезное высказывание о природе власти и привязанности, рассказанное в форме БДСМ-мелодрамы.
5 место: Левиафан (Leviathan), 2012, режиссеры - Люсьен Кастэн-Тейлор, Вирина Паравел
Самый нашумевший и (действительно) впечатляющий документальный фильм минувшего десятилетия, после которого так и хочется задать вопрос: "А, что, так можно было?". "Левиафан" - это "Матрица", "Аватар" и "Безумный Макс. Дорога Грома" вместе взятые, но в мире артхаусного документального кино.
4 место: Лошадь Деньги (Cavalo Dinheiro), 2014, режиссер - Педру Кошта
Португалец Кошта - самый последовательный и бескомпромиссный европейский режиссер, работающий прямо сейчас. Ему откровенно плевать на тренды и фестивальные вкусы, весь XXI век Кошта провел, не спеша формируя уникальный киноязык, находящийся где-то между документальным и игровым кино, который окончательно выкристаллизовался в фильме "Лошадь Деньги".
3 место: Иначе, Молюссия (Autrement, la Molussie), 2012, режиссер - Николя Рэй
Киноавангард и экспериментальное кино в XXI веке находились в состоянии стагнации, если не сказать хуже. Авангардные работы снимались так, как будто режиссеры и художники всё еще живут в 60-е и 70-е. С учетом того, что большинство авангардистов именно в те времена и начинали творческий путь, многое становится ясным. На этом фоне глотком чистого кинематографического воздуха ощущается фильм француза Николя Рэя. Режиссер взял фрагменты антиутопического романа Гюнтера Грасса "Катакомбы Молюсси", написанного в Германии в начале 30-х, но опубликованного только в 2012-м (кстати, роман вышел на русском только в прошлом году), наложил его на случайно выбранные пасторальные и индустриальные пейзажи, снятые допотопной 16-миллиметровой камерой, разделив на 9 эпизодов, которые предлагает смотреть абсолютно в любом порядке.
2 место: Твин Пикс (Twin Peaks), 2017, режиссер - Дэвид Линч
Журнал Cahier du Cinema, составляя список главных фильмов десятилетия, пошел ва-банк, поставив на первое место "сериал" Дэвида Линча. Не буду так радикален и отдам ему только второе. При этом должен сказать, что новый "Твин Пикс" - это не третий сезон великого сериала 90-х, а очень длинный новый фильм Дэвида Линча, который очень хочется назвать Magnum Opus режиссера. После просмотра "Твин Пикса" многие вопросы о предыдущих фильмах Линча ("Шоссе в Никуда", "Малхоланд Драйв" и даже "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ") оказались сняты. Дэвид Линч - действительно не сюрреалист, а единственный в своем роде сторителлер, рассказывающий своими фильмами именно истории, но в специфическом стиле
1 место: Запретная комната (The Forbidden Room), 2015, режиссеры - Гай Мэддин, Эван Джонсон
Канадец Мэддин любит немое кино 1910-х и 1920-х не меньше, чем Тарантино эксплуатационное кино 1970-х. Впрочем, это было очевидно еще по ранним работам режиссера. В чем "Запретная комната" на несколько голов превосходит все предыдущие фильмы режиссера, так это в том, как изящно, стильно и убедительно Мэддин демонстрирует связь кино и сновидений. Атмосфера "Запретной комнаты" абсолютно сновидческая, фильм распадается на множество коротких эпизодов, каждый из которых - это сон внутри снова, причем сновидеть в "Запретной комнате" способны не только персонажи-люди, но и вулкан и подводная лодка.