Саша:
Пока я читала “Песнь Ахилла” Мадлен Миллер, моя высоколобость морщилась почти всю дорогу. Мне было довольно скучно, пока не начались события собственно гомеровские (“Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына”). Примерно то же я испытывала, когда читала “Пенелопиаду” Маргарет Этвуд; вроде всё по делу, но я сопротивляюсь очеловечиванию эпических персонажей. Существование богов отменяет психологию; у Миллер же Фетида — типичная мать-карьеристка, заставляющая своего сына добиваться и достигать, а Ахилл — золотой мальчик, который не знает, хочет ли того, чего от него все ждут.
На мой взгляд, Миллер слабо проработала своего главного героя, от чьего лица ведётся рассказ. Вызывая Патрокла из тьмы веков, оживляя его имя, сохранившееся благодаря любви Ахилла, она не наделяет его ничем, кроме этой любви. За что же прозвали его лучшим из мирмидонян? Ничтожно мало времени уделено его таланту врачевателя. Окей, я готова сделать Патроклу скидку: он очень юн, умирает молодым, в его возрасте вполне нормально ничего о себе не знать. Но он думает только об Ахилле; это простительно людям, но не персонажам. Какой у него характер?
Я понимаю, почему эта книга нужна. Ахилл и Патрокл — первая гей-пара европейской литературы, и вот, спустя 4 тысячи лет, мы наконец можем говорить об этом открыто. Я бы хотела, чтобы они стали таким же крупным символом, как Святой Себастьян, но уже не тайным. Я бы хотела, чтобы наконец уже случилась интеграция нишевой гей-культуры в культуру “официальную”. Ребята, они были там всё это время!! Конфликт Ахилла и Агамемнона — ключевой эпизод Троянской войны, про которую мы сегодня если что и знаем, то уловку Одиссея с деревянным конём, которой в “Илиаде” даже нет.
В рецензии онлайн-журнала “ПроЧтение” книгу назвали фанфиком на “Илиаду”, и увидеть это в романе Миллер можно. С журналом я не согласна в использовании понятия “фанфик” как оценочной категории. Фанфикшен — это огромное явление массовой культуры, и от него великое, над которым мы все так трясёмся, не утрачивает ни величия, ни значения.
Нина:
Я читала Ахилла на одном дыхании. И притормозила усилием воли, когда поняла, что конец близок, а с книжкой расставаться не охота. Я хорошо знаю мифы Древней Греции, недавно читала их в изложении Стивена Фрая, но краешком души я надеялась на сиропный голливудский хэппи энд. Чем прекрасны мифы, за старостью лет отполированные до идеальности? Сюжетные повороты в мифах временами вознаграждают не тех, кто заслужил, а боги капризны, жадны и настолько в плену собственных страстей, что они в целом человечнее любого монотеистического бога.
Миллер противопоставляет осенённого божественностью Ахилла и очень человечного Патрокла. Ахилл - скучный персонаж. Он идеален во всем: совершенный боец, талантливый музыкант, он принимает свою судьбу, добровольно подчиняется матери, единственное его отступление - на пути к кентавру, единственная хитрость - обещание не сражаться с Гектором. Он никого не любит, кроме Патрокла, он равнодушен ко всем, кроме Патрокла. И в его глазах Патрокл и есть лучший из мирмидонян. Патрокл видит его совершенно иначе, чем я, и складывает о нём свою песнь, сообщая о себе только необходимое для повествования. Он не приукрашивает себя, ему не кажется особенно ценным, что он добр, что он врач, поэтому он не расписывает про себя, но мы знаем про него многое: где родился, почему его сослали, как мужал, как он связал себя клятвой (почти проклятие), его ненавидит мачеха-свекровь, он добр, нежен и жертвенен. Он вообще смахивает на диснеевскую принцессу (18+), только не поёт. Не герой эпоса, но герой романа.
Мне нравится, как Миллер очеловечила героев мифов ещё больше, дописав им большую мотивацию, чем указана в источнике. Она приблизила нас к тому, как читали их сами древние греки: винноцветное море так винноцветное, что непонятного. Они слушали эти истории и думали, а ведь это история почти про меня, мою семью или моего друга. Жили-были двое детей из дисфункциональных семей, один - с нарциссическим расстройством, другой - с невротическим, встретили они друг друга, влюбились, сплелись в созависимых отношениях, тут все и заверте...