«Ирландец»
'The Irishman'
(2019)
Жанр: исследование духовного феномена секты (на примере одной мафии), гангстерская драма-биография.
Режиссёр: Мартин Скорсезе.
Рейтинг: 97% на Rotten Tomatoes.
История о том, как простой водитель грузовика Фрэнк Ширан (Роберт де Ниро), по кличке "Ирландец", постепенно становится крупным, авторитетным бандитом, а, главное, верным, способным учеником "гуру" итальянской мафии Рассела Буфалино (Джо Пеши). Фильм построен как серия воспоминаний героя, уже находящегося в доме престарелых и испытывающего муки убийственного одиночества. Вся его жизнь, подробно поданная зрителю через 3-с-половиной-часовое повествование, предстаёт как жизненная катастрофа, случившаяся в результате участия героя в духовной пирамиде — специфической гангстерской секте, мафии, куда угодил молодой Фрэнк в силу своей неопытности, помноженной на наивность и корыстное желание обеспечить семью любыми способами.
Понимание того, куда он попал, и что собой представляет на самом деле мафия Рассела Буффалино — этот рукав огромного гангстерского мира США, — приходит к Фрэнку весьма неожиданно и уже под занавес его деятельности, духовным рубиконом которой явилось убийство друга — профсоюзного лидера «Джимми» Хоффа (Аль Пачино). Испытав сильнейшее разочарование и потрясение, он изо всех сил пытается разобраться в случившемся, и его гложет недоумение, как он мог не видеть самых очевидных вещей. И это — при том, что пытался вести себя по жизни предельно осторожно и мудро. Тем не менее, это открытие не приводит героя к покаянию, хотя пришедший к нему католический священник и отпускает ему грехи (католический фасад — это ещё одна зона укусов безжалостного Скорсезе).
Стилистика фильма, и особенно в католических эпизодах - близка "Крестному отцу". Но если Коппола идеализирует мафию, а Тарантино - высмеивает ее в "Криминальном чтиве", то Мартин Скорсезе вскрывает и безжалостно препарирует саму мафиозную "матрицу", делая при этом глубокие и радикальные выводы. По сравнению с ним всякое католичество - отдыхает, а социально - тоже оказывается соучастником в этой криминальной истории. Например, запрет на контрацептивы и аборты ведёт к большому количеству детей и, соответственно, увеличению расходов, а это ещё больше затягивает главного героя в болото мафии, как прекрасно показано Скорсезе.
Интересна довольно неожиданная для Скорсезе подача политических перипетий фильма с антилиберальных, антидемократических позиций, я бы даже сказал - с трамповской колокольни. Складывается ощущение, что заодно с этими гангстерами автор тоже негативно воспринимает приход к власти Кеннеди, так что и всю последовавшую затем либеральную эйфорию он тоже воспринимает как издевательство над здравым смыслом. Через эту призму восприятия либеральная идеология (идеология Демократической партии - конкурента Трампа), благодаря тенденциозному подбору фактов, выступает лишь как источник ряда преступлений: Вьетнамская война, агрессия против Кубы, бомбардировки Сербии и т.д.. И такой однобокий взгляд — вряд ли не осознанный — несомненно льет сейчас воду на мельницу Трампа.
Тем не менее - это не влияет на великую ценность фильма в целом - это правдивый рассказ о жертве ложного авторитета (криминального в данном случае, но это не важно), о судьбе человека, который стремясь всё сделать для своей семьи получил обратный результат, пав жертвой обмана и самообмана. Скорсезе предупреждает.