В статье приводятся впечатления о поездках по России английского путешественника Натана Уильямса. Этими впечатлениями он делится с другими английскими путешественниками.
«Я много путешествовал по России, сейчас я посетил 14 городов. Вдохновленный своими исследованиями русской истории, я развил в себе страстное любопытство к ее душе, к тому, что она узнала из своей собственной истории. Однако мои путешествия по России также открыли меня для самого себя неожиданным образом.
Помню, как в апреле 2012 года я сказал отцу, что еду в Иркутск и в Улан-Удэ. Его ответ был таков: «Ты что, с ума сошел?»
Возможно, этот ответ был вызван как расстоянием (более 9,5 тысяч километров), так и отсутствием знаний у моего отца о России.
Конечно, в моем первом путешествии, которое привело меня в Восточную Сибирь, был трепет. Я был неопытным путешественником, не имеющим ни малейшего представления о том, что меня ожидает. Тем не менее, я чувствовал, что моя уверенность растет день ото дня, и в каждой поездке, начиная с 2012 года, я забирался все дальше, и тем самым открывая для себя больше реальной России.
Теперь для меня не проблема поехать на автобусе в изолированную деревню или прогуляться по отдаленной тайге без трепета, просто любопытство. С тех пор я включил эту привычку в свою профессиональную и личную жизнь здесь, дома.
Произведения Толстого, Достоевского, Пушкина и Пелевина вдохновили меня на то, чтобы исследовать Россию и представить, как она выглядела, например, в XIX веке, а затем и во времена Советского Союза. Мое увлечение русской историей вдохновило меня на исследование того, насколько важно наследие СССР для современной России, и что лежит в основе ее успехов и неудач.
Чем дальше на восток я путешествовал, тем более отстраненными люди воспринимали себя от того, что они видели как «центр Вселенной». Например, в сельских местностях Сибири существует сильное убеждение в том, что в советское время жизнь была лучше, и общинная культура до сих пор очень ярко проявляется в этих местах.
Я также был очарован российскими ценностями, в том, что касается семьи, религии и общества. Для меня удивительно, насколько тесно связаны семьи в небольших городах, селах и деревнях России. Религия, любовь, стойкость, прагматизм и трудолюбие являются краеугольным камнем того, что держит российские семьи вместе, в гораздо большей степени, чем в Великобритании.
Когда в 2012 году я впервые приехал в Россию, я еще не говорил свободно по-русски. Разговор на русском языке с местными жителями - это всегда самая любимая часть любого моего путешествия, которое я предпринял в Россию, и это сделало меня гораздо лучшим и более терпеливым слушателем, чем я был ранее. Если что-то идет не так, или вы чего-то не понимаете, в Великобритании очень часто бывает так, что ответная реакция будет дана или взята. В России это не так.
Вы должны понимать, что люди проявляют к вам любопытство и меньше критикуют ошибки, будучи более флегматичными и жизнерадостными по своей природе. Практикуйте как можно больше русского языка с местными жителями. Не бойтесь ошибиться! Всякий раз, когда я путешествую, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, люди инстинктивно знают, что я не русский. Мне всегда дается немного свободы действий, чтобы совершать ошибки, и поэтому я могу достичь хорошего уровня понимания с другими.
Мне посчастливилось побывать на богослужениях в Ростове-на-Дону, Хабаровске и великолепном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Примечательно, что в каждом конкретном случае религия является почти суррогатным членом семьи.
Я не хожу в церковь по своей природе, но я помню, что чувствовал что-то духовное в этих местах.
Россия показала мне, что русская культура основана на глубоко укоренившихся духовных, семейных и общинных ценностях, переплетенных с трудолюбием, изобретательностью, прагматизмом и жизнестойкостью, темах, которые проявляются в ее архитектуре, ее народе, ее искусстве и изучении ее истории.
Каждый регион и город России - это свой отдельный культурный мир. Например, Казань, пожалуй, одно из моих самых любимых мест в мире куда сейчас можно поехать - это духовный, молодой Центр образования, знаний и новых идей, объединяющий Христианство и Ислам в почти совершенном балансе, по крайней мере, с моей точки зрения.
Москва могла бы стать целой самостоятельной страной, в то время как Благовещенск, Белгород и Самара сохраняют еще советский, осторожно продвигаясь в 21-й век. Улан-Удэ и Хабаровск, с другой стороны, принимают свое дальневосточное влияние (монгольское и китайское соответственно), что создает очень инклюзивную атмосферу и дружественные сообщества.
Я прекрасно понимаю, что многие начинающие путешественники могут подумать, что центр Москвы или Невский проспект в Санкт-Петербурге - это «бьющееся сердце» России. Правда, эти места эффектны и по-своему особенные.
А например, в глуши Приморского края центром станет магазин «Продукты» или уличное кафе на дороге между Владивостоком и Находкой. В Казани он будет находиться на улице Баумана, чуть ниже Кремля. В Ростове-на-Дону это будет продовольственный рынок, один из крупнейших в своем роде в России. В Хабаровске и Благовещенске это будет Амурская Набережная.
У всех моих путешествий по России есть одна общая черта! Они помогли мне встретить на своем пути новых, замечательных людей, со многими из которых я до сих пор поддерживаю контакт - от друзей, которых я приобрел в университете, до сотрудников моего любимого кафе в Хабаровске.
Дружба с русскими во многом научила меня искренности, приятию и терпимости, и хотя мне еще многому предстоит научиться, я очень благодарен им. Это было здорово - для меня как для человека.
За пять поездок, пять лет и 14 городов я обнаружил, что у меня есть способность сопереживать, расслабляться, быть любопытным, критиковать себя и, самое главное, эффективно слушать. И я за это благодарен России!
Я хочу сказать большое спасибо всем Вам, кто сделал мои поездки в Россию настолько запоминающимися. Я с нетерпением жду новых поездок и новых впечатлений!»