Найти тему
Лина Столичная

Что лучше – развивать память или приводить нервную систему ребёнка в состояние возбуждения?

Фрагмент из кинофильма "Я Вас любил"
Фрагмент из кинофильма "Я Вас любил"

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…» -

помните эти строки из первой главы «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина? Не сомневаюсь, первые две строчки помнят все, учили наизусть по школьной программе. А дальше? Многие ли помнят те строки Великого Мастера, что приходилось зубрить до умопомрачения? Примерно, как герой фильма «Я Вас любил».

Позвольте напомнить продолжение V части I главы романа:

«Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.»

Зачем нам это напоминание? – скажете вы.

Вот, я тоже думаю – зачем? Только не зачем напоминать, а зачем учить наизусть?

Зачем загружать старшеклассников, вынуждая их, учить наизусть по пять поэтических произведений в неделю?

Да я, как и многие из вас, тоже люблю поэзию, наслаждаюсь прочтением литературных произведений выдающихся классиков и современных авторов. Но мне жаль мальчишек и девчонок, которые, буквально, трясутся от страха, что получат неудовлетворительную оценку за забытые поэтические строки.

Почему я затронула тему невыученных уроков? На то есть не совсем прозаичная причина, которая меня глубоко взволновала.

Вчера в общественном транспорте услышала разговор группы старшеклассников. Одна из девочек говорила о том, как ей пришлось на уроке рассказывать наизусть стихотворение. «Я учила вечером, учила ночью, утром четыре раза наизусть рассказала маме, но перед началом урока так разволновалась, что всё вылетело из головы. Хорошо, что я записала на диктофон в телефоне стихотворение, хорошо, что прочитала и записала свой голос. Меня вызвали к доске, я через наушники слышала текст и повторяла его вслух. Я боялась, что учительница догадается. Но она не заметила. После этого я не могла прийти в себя, и до конца урока у меня тряслись руки».

Мой интерес к рассказу этой девушки возобладал над моим тактом, и я спросила у этой группы старшеклассников, как много стихов и прозы приходится им учить за неделю. Но они не сочли мой вопрос бестактным и дружно ответили: «Много!» Далее пояснили - четыре стихотворения и один отрывок из прозаического произведения.

Может, кто-то из вас скажет, что это не много. Что заучивание текста наизусть развивает память. Не спорю. Но стоит ли это того, чтобы детские руки тряслись от страха и волнения?

4 октября 1823 в письме своему другу Вяземскому Пушкин писал: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана» — о печати и думать нечего; пишу спустя рукава».

Извините, Александр Сергеевич писал, спустя рукава, а у сегодняшних школьников руки трясутся. Где справедливость? Конечно, это можно отнести к шутке, но как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Иногда правда такова, что тревожно становится за нагрузку на детей, на их не окрепшую психику. Хочется, чтобы у детей школьные годы были чудесными!

«Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l'Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему, шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил».

А.С. Пушкин

По-вашему, что же лучше – развивать память или приводить нервную систему ребёнка в состояние возбуждения? Я бы, даже сказала – в состояние перевозбуждения, когда сердце бьётся чаще, трясутся руки, ноги, и появляются другие негативные физиологические реакции, вплоть до стресса?