Найти тему
О прожитом и узнанном

Может быть, хватит корёжить образование и школу…(часть 2)

В предыдущей публикации я начал разговор о проблемах нынешней школы и о нынешнем образовании со школьной формы (не главная проблема) и с учебников (одна из главных проблем). Теперь же хочу остановиться на школьной программе.

Школа моего детства.Фото из открытых источников интернета
Школа моего детства.Фото из открытых источников интернета

Именно программе, по которой учатся нынешние школьники, уделяется значительное внимание на Дзене в публикациях родителей (в первую очередь) и учителей. То, что приходится читать, вызывает, мягко говоря, тревогу и непонимание. Выскажу своё мнение, отталкиваясь, в первую очередь, от собственного опыта.

Я уже писал, что в школу я пошёл в 1954 году в семилетнем возрасте. Я, как и подавляющее большинство моих одноклассников, не умел ни читать, ни писать, ни считать. В детском саду чтению, письму и счёту не учили. Там мы рисовали, разучивали детские песенки, не более того. Родители меня тоже не готовили к школе, они работали, а главное – в те годы всему учила школа.

В школе я окончил 7 классов, получив неполное среднее образование (по нынешней классификации – основное общее образование). После школы поступил в техникум, сдав все четыре экзамена на пятёрки. Конкурс в техникум был 15 человек на место. Надо учитывать, что это был 1961 год – Юрий Гагарин полетел в космос, а техникум готовил специалистов для предприятий космического приборостроения и корабельного приборостроения. Немаловажно и то, что незадолго до этого Хрущёв инициировал введение политехнического обучения в школе и одиннадцатилетнего образования, добавив лишний год учёбы. Для ребят это было серьёзное и неприятное новшество. Не попав в институт, можно было попасть в армию на три года, а на флоте не поступивших в вуз ждали четыре года службы. Техникум же давал хотя бы специальность.

Во время учёбы в школе мать, будучи учителем математики, мне не помогала в выполнении домашних заданий. У неё элементарно не было для этого времени. О репетиторах в ту пору мы слыхом не слыхивали.

Мой вывод из собственного опыта: школьная программа и учебники той поры были таковы, что позволяли самостоятельно справиться с их требованиями ученику со средними способностями. Замечу, что последние три года учёбы в школе я занимался в спортивной секции. А это занимало три раза в неделю свободного времени часа по три-четыре (сами занятия плюс дорога до стадиона).

Я считаю, что основной, базовый объём знаний, умений и навыков школьники должны получать в первые семь-восемь лет обучения в школе. Например, в мои школьные годы русский язык изучался в полном объёме за семь лет. Но уже в то время, по инициативе всё того же Хрущёва, было введено восьмилетнее образование. Сегодня основное общее образование получают уже за 9 лет учёбы. Не знаю, что втиснули в программу девятилетки. Но, если бы это зависело от меня, то я бы исключил из нынешней программы обществознание, возможно ОБЖ, черчение, так называемую технологию, экономику (там, где она существует в программе). Не мучил бы ребят вторым иностранным, не тянул бы в школу ни в каком виде изучение религиозных знаний.

Обосную свою позицию.

Не знаю, что дают на уроках обществознания, но в государстве, в котором Конституция декларирует запрет государственной идеологии, в котором в трактовке истории - полная неразбериха, где некоторые нормы Основного закона нарушаются, не следует забивать головы ребятам подобной «кашей».

Что касается ОБЖ, то, по моему мнению, этому должны учить своих детей родители. Они же должны показывать им пример соблюдение правил безопасной жизни. Так, например, по моей просьбе зять поставил сменные заглушки на электрические розетки, до которых легко могли дотянуться внуки.

Я против преподавания черчения в школе, хотя, как я писал в предыдущей публикации, сам какое-то время преподавал черчение в техникуме. И видел, что порой «творили» на листах ватмана студенты дневного отделения, будущие технари. Что уж говорить обо всех школьниках.

Я, окончивший техникум, а потом технический вуз, считаю, что те, кто свяжет себя с техникой, освоят черчение уже после школы. А те, кто станет манагером, продавцом либо охранником прекрасно обойдутся и без черчения. Впрочем, как и без многих иных премудростей школьной программы.

Что касается технологии, то, я, сознаюсь, плохо представляю, что скрывается за столь громким названием. Зять, заставший эту самую «технологию», рассказал, что на токарном станке точил из дерева ручки для ручного инструмента. На мой взгляд, на уроках ручного труда мальчишки должны учиться тому, с чем им, может быть, доведётся столкнуться в жизни: уметь забить гвоздь, уметь просверлить бетонную стену под дюбель, иметь представление о бытовой электрике. А девчонки, в свою очередь, должны научиться, хотя бы, приготовить обед, уметь пользоваться иглой. В сельских школах должна быть своя программа по этому предмету. Но то, что ныне скрывается под столь громким названием – технология - по-моему, ненужная трата времени школьников. Кстати, мы в школе помимо уроков труда регулярно трудились: убирали свои классы, в техникуме – убирали аудитории, дежурили в гардеробе. И никому в голову не приходило, что это – эксплуатация детей.

Кто-то скажет, что я отстал от жизни. Возможно. Но какой смысл учиться работе на том же токарном станке, если ты никогда в жизни его больше не увидишь.

Что касается, экономики, то, по моему мнению, и ей не место в школьной программе. Особенно ныне, когда основная часть государственной экономики держится на добыче и продаже за рубеж невосполняемых полезных ископаемых. И чему можно учить детей? Тому, как за три десятилетия государство-сверхдержава, занимавшее второе место в мире по своему экономическому развитию, свалилось в пропасть? Доведись мне изучать в школе реальную экономику на примере нынешней России, я бы из двоечников не вылезал. Мои бы реальные знания противоречили тому, что понаписали бы в учебниках современные «светила» российской экономики.

Затея с изучением в обычной, рядовой школе второго иностранного языка – изначально провальная. Во-первых, даже учителей под эту выдумку не набрать. Но главное – дай Бог, школьникам один-то иностранный язык выучить в школе так, чтобы свободно владеть хотя бы минимумом, необходимым для общения, чтения, переписки на иностранном. Моя дочь закончила школу с углублённым изучением английского, поэтому я знаю, о чём пишу.

И, наконец, о преподавании в школе любых религиозных знаний либо знаний о религиях.

Считаю, что пора раз и навсегда закрыть эту тему.

Во-первых, даже по нынешней Конституции (которую, на мой взгляд, надо не латать, а полностью переписывать и принимать на всенародном референдуме) Россия – светское государство. Церковь формально отделена от государства.

Во-вторых, нельзя забывать о многоконфессиональности России. И отдавать предпочтение какой-то одной религии в ущерб другим, значит, плодить недовольство либо, что страшнее, вражду среди населения. При этом нельзя забывать и об атеистах.

В-третьих, я плохо представляю, как в рамках школы могут уживаться преподавание религиозных знаний и дарвинистская теория. Или я отстал от жизни, и её отменили?

И, в-четвёртых, каждый человек приходит к Богу сам, в отведённый ему срок. Обычно это случается уже в зрелом возрасте. И нужно ли искусственно насаждать веру в детстве?

О преподавании истории в школе я упоминал. Пока не будет ясности в обществе с трактовкой исторических событий в нашей стране за последние сто с лишним лет, пока будет действовать официальный отказ от идеологии, пока школьники будут учить историю по разным учебникам, нередко противоречащим друг другу в оценке прошедших событий, до тех пор будет существовать неразбериха в истории. Многим абсолютно понятно, как это исправить, но кто ж им даст такую возможность. Единственно, что я могу посоветовать от себя, так это предложить утвердить для обязательного просмотра всеми школьниками средних и старших классов в качестве учебного пособия документальный сериал «Неизвестная война». Он когда-то был создан нашими документалистами во главе с Романом Карменом для американцев (ведущий в фильме – их Берт Ланкастер), ничего не знавших о Великой Отечественной войне, и участии нашей страны во Второй мировой. Мы-то прекрасно знали своё военное прошлое. Но настали такие времена, что для нынешних детей, подростков, да и для немалого числа взрослых та война наших отцов, дедов и прадедов тоже стала «неизвестной». Тридцать лет всеобщего разрушения не прошли даром. Нынешние технические возможности позволяют обеспечить просмотр этого сериала всеми школьниками. И каждый из них должен сдавать зачёт по теме ВОВ. Это позволит хоть как-то исправить результаты идеологической диверсии, осуществлённой соросовскими учебниками и нашими отечественными грантоедами, перевравшими самые героические страницы истории нашей страны.

Остановлюсь на изо, пении (или музыке) и физкультуре.

Не совсем представляю, чем заняты ученики на уроках изо в школе. Если они только рисуют, пытаясь правдоподобно изобразить на бумаге предложенную натуру, то по мне, это пустая трата времени. Исхожу из опыта своей семьи. У дочери с детства были художественные способности, что ей позволило поступить в МАРХИ, получить диплом архитектора. А вот у старшего внука я их не замечаю. Правда, на мои критические замечания он заявляет: я художник, я так вижу. Мать подсказала. Ну, не дала природа ребёнку таланта рисовальщика. И таких бесталанных – большинство. Найдутся те, кто заявит, что и к математике может не быть таланта. Несравнимо.

Я же предлагаю: наряду с элементарными основами рисунка на уроках изо школьникам давать знания о российских художниках и их произведениях. На мой взгляд, сложилось совершенно дикое положение: выпускники школ ничего не знают о творчестве десятков отечественных художников, живших в России в последние три века, о тех шедеврах, которые прославили на весь мир их имена.

Та же ситуация сложилась и с пением. Не всем дан музыкальный слух, голос… Хотя уметь петь, знать песни своей Родины – идеальный вариант, о котором остаётся только мечтать. В этом я убедился, когда впервые в 1974 году поехал туристом в Венгрию в составе молодёжной группы. На вокзале в Будапеште нас встретили венгерские комсомольцы, и пока мы с одного вокзала ехали в автобусе на другой, с которого уходили поезда до Балатона, венгры пели русские, советские, чилийские песни (в 73-м в Чили произошёл военный переворот, президент Альенде был убит). А мы, к своему стыду, молчали. Мы не знали даже своих песен. Хотя в школе учили и о Щорсе, и о том, как затуманились речные перекаты…

Выпускники школ, уверен, не знают ни отечественных композиторов, которые известны во всём мире, ни их произведений. В советские времена подобное было невозможно по той простой причине, что чуть ли не ежедневно отрывки музыкальных произведений, а часто сами произведения полностью звучали по радио, транслировались по телевидению. До сих пор помню, что когда в 1954 году в нашей семье включили только что купленный телевизор «КВН-49», то в эфире шла трансляция из театра оперы Монюшко «Страшный двор». А сейчас существуют ли радиостанции, транслирующие оперные арии, балетную музыку, есть ли телеканалы, где вместо копания в «грязном белье» всевозможных «звёзд», вместо разыгрывания на потеху невзыскательной публике кухонных свар, идут оперы русских композиторов «могучей кучки» или прославленные во всём мире балеты? Мои предложения: следует разучивать с детьми песни своей страны. Для каждого возраста свои. Оцениваться пение - как и рисование – может по зачётной системе. Но за знание музыкальных творений крупнейших отечественных композиторов, музыкантов прошлого надо учащихся оценивать.

С физкультурой, на мой взгляд, дело обстоит проще. Идеально было бы, если бы в нашей школе, как, например, в китайской или японской школах всерьёз преподавался прикладной вид спорта. Но это из области мечтаний. А реально школьники должны быть способны сдать нормативы, разработанные для каждого возраста. В армии, к слову, во времена моей службы для солдат существовал военно-спортивный комплекс (ВСК). Минимальные требования которого по гимнастике на турнике заключались в формуле: 3-5-7. За этими цифрами стояло количество раз выполнения трёх видов упражнения. Вполне посильный норматив для здорового парня.

А вот что бы я добавил в программу, так это чистописание в первом классе, логику в средних классах и факультативно - скорочтение и умение печатать на клавиатуре компьютера слепым методом. Понимаю, что и это мечты – где ж взять преподавателей… А главное – где взять желание властям.

Чистописание, естественно, не должно быть тем, каким оно было в наше время: мы писали деревянными ручками с металлическими перьями чернилами из «непроливашки». Нынешними ручками волосяных линий получить нельзя. Но навыки правильного написания букв школьники должны осваивать основательно.

Пока всё. В заключительной части моих записок о школьном образовании я намерен определиться с проблемами занятости учителей и оплаты их труда, с дисциплиной учащихся и их взаимоотношений с учителями, с пресловутой инклюзией, с домашним обучением и частными школами.

Подписка, лайки и комментарии – на усмотрение читателей.