Исполнилось сорок лет со дня выхода на большой экран фильма «Москва слезам не верит». Фильм посмотрели 90 миллионов отечественных зрителей (небывалые и недостижимые для наших дней цифры), и ещё несчитанные миллионы - в ста(!) странах, куда был продан фильм. Поначалу кинокритики и коллеги-кинематографисты с пренебрежением отнеслись к этому фильму. Зато у зрителей он сразу же нашёл полную поддержку и любовь. И уж совсем сенсационным событием стало присуждение советскому фильму самой престижной в мире американской кинопремии «Оскар». Этого не ожидал никто. В том числе и авторы фильма. Ведь фильм снимался, что называется, для внутреннего потребления. Всё показанное на экране было знакомо и понятно нашим соотечественникам, но не каждый иностранец смог, наверное, понять некоторые эпизоды фильма, взятые из нашей жизни.
Так, почему же американцы присудили «Оскар» этому фильму? Ведь и отношения между нашими странами были не самые тёплые, незадолго до этого наши войска вошли в Афганистан, Московскую Олимпиаду 80-го года коллективный Запад подверг бойкоту, а через два года бывший киношник Рейган окрестит нашу страну «империей зла». И вдруг такое…
Мне думается, главное, что нашло признание у зрителей, и вызвало симпатию у членов жюри, награждавших фильм, - это то, что они увидели на экране нормальную человеческую жизнь, нормальные людские отношения. Увидели то, чего у них не было, и по чему соскучились обыкновенные люди.
Не было в фильме ни безумной погони за деньгами, ни откровенного предательства, ни конкуренции в борьбе за место под солнцем, ни лихих завиральных стрельбы и погонь, ни насилия, ни сказки про Золушку, как в американской «Красотке», где в проститутку влюбляется миллиардер…
А был рассказ о том, как жили обычные люди в нашей стране в пятидесятые и в семидесятые годы: работали, учились, влюблялись, создавали семьи или оставались одинокими, рожали, по-разному искали своё счастье… И этот рассказ без вранья о нашей жизни, о нормальной жизни людей подкупал не только отечественного зрителя, но и зрителей, живущих в других странах. Наверное, этим он очаровал и членов «оскаровского» жюри.
Единственное, пожалуй, «сказочное» в фильме – это главный его герой, слесарь Гоша. Уж больно он хорош, как он сам заявляет в начале своего знакомства с главной героиней, у него практически нет недостатков.
А в остальном трудно найти эпизоды фильма, противоречащие жизненной правде. Я попробовал поискать, и вот что получилось. Заодно попробовал сравнить то, что было у нас и у них в те годы, и взглянуть на фильм их глазами.
Безработица?.. Это о чём? Рабочие руки у нас требовались везде. Везде работали предприятия, везде шло строительство… Каждый человек был нужен государству.
Мало платили за труд? Было по-разному. Это уж зачастую зависело от самих работников. По фильму, в молодости главная героиня Катерина работает наладчицей оборудования на крупном заводе. О её зарплате не говорится ничего. Но я был знаком с парнем, который в свои неполные тридцать, работая на Первом часовом заводе наладчиком автоматов, регулярно, ежемесячно зарабатывал больше директора завода.
Нет крыши над головой, можно остаться бездомным, жить в коробке на улице?.. Это как? Для начала место в общежитии всегда найдётся, как придача к рабочему месту. А там, глядишь, и квартиру от государства либо от предприятия предоставят. Моя мать, работая преподавателем в техникуме от АЗЛК, дважды получала квартиры от завода: сначала двушку, потом трёшку. И никакой ипотечной кабалы, никаких миллионов на покупку жилья. Вон, во второй части фильма, рассказывающей уже о семидесятых, у всех трёх героинь квартирный вопрос решён.
Да, ещё государство и земельные участки бесплатно выделяло для любителей копаться в земле. Небольшие, всего 6 соток?.. Это вы расскажите японцам…
Нет денег на учёбу, нечем платить за институт?.. Непонятно, поясните… Образование ж – бесплатное. Мало того, тем, кто совмещал учёбу с работой, предоставляли дополнительные отпуска, смены и очередные отпуска подгоняли под график учёбы. А государство ещё и уговаривало рабочих учиться, постановления об этом принимало. Нужны лишь мозги, да железная воля, чтобы совмещать работу с учёбой и с воспитанием ребёнка, что и было у Катерины.
Невозможно ребёнка вырастить, особенно матерям-одиночкам?.. Да вы что? Ясли и детсады государство детям предоставляло либо бесплатно, либо за сущие копейки. Помнится, я сам отвозил дочь на санках в заводские ясли, а затем бежал на работу.
Да и все детские товары - самые дешёвые, поскольку государство их дотировало. А как только дети подрастали, то все шли в школу, а летом отдыхали в пионерлагерях, путёвки в которые тоже или бесплатные, или стоили столько, сколько родитель зарабатывал за пару дней.
Не увидели зрители и какого-то чудовищного расслоения общества на бедных и богатых, на нищебродов и олигархов. Да, у Катерины, ставшей к сорока годам директором крупного комбината, и квартира лучше, чем у подруг, и машина есть (хотя в семье Антонины машина появилась значительно раньше), но все они, по сути, равны в этой жизни. Она наравне со всеми покупает в универсаме продукты на ужин. А с дачи подруги возвращается на электричке. На том же пикнике за городом, на который Гоша вывозит Катерину с дочерью, за его здоровье, за его «золотые руки» слесаря пьют и кандидаты, и доктора наук, цвет науки.
А если взглянуть на сам пикник глазами тех же американцев?.. Выехали люди за город, нашли красивейшее место, спокойно расположились жарить мясо, пить вино, любоваться простором осенних полей и леса на горизонте… Красотища!.. И никто не выскакивает с оружием, требуя убираться с частной территории.
Кстати, авторы фильма слегка погрешили против истины: у директора Катерины по статусу должна быть и персональная машина с шофёром, да и государственная дача вполне могла быть. И уж однозначно она – директор комбината и депутат Моссовета – партийная. Но, молодцы авторы фильма – об этом ни гу-гу.
И уж точно чего никогда не было у американцев, так это того, чтобы на площади в самом центре столицы по вечерам поэты читали свои стихи, а толпы людей восторженно слушали их. У них в ту пору Мартин Лютер Кинг начинал свою борьбу за права чернокожих.
Ну и, разумеется, членов жюри, - среди которых, подозреваю, не было мальчиков и девочек, - как и всех кинозрителей, обольстила любовная история главных героев с по-голливудски счастливым концом, и с утверждением, доказанным на экране, что «в сорок лет жизнь только начинается»…
Как такому фильму не дать «Оскара»!
Подписка, лайки и комментарии – на усмотрение читателей.