Рассказы из уст старожилов российских глубинок о заселении земель часто точны и не противоречат истории. Из маленьких рассказов создается довольно цельная интересная картина об освоении земель нашими предками.
В этой статье будут опубликованы рассказы старожилов об освоении дикого и таинственного Урала. Не все поселения на слуху, многие ушли в небытие, а многие выросли из сел в города.
"Первооткрывателей" великой уральской земли прозвали "чудью", но есть и другие народности вуколы - манси, хотя основное внимание падает не на быт этих людей, а на труд и освоение промышленных предприятий - зарождение рабочей колоритной уральской жизни.
Полевской - из поселения в город
"Давно-давно жили здесь у нас башкиры. Два рудника медных у них было. Один за Думной горой, другой - тот, что сейчас Гумешевский. И прорыли башкиры подземный ход между этими рудниками. А русские поняли, что медь - это очень полезный и нужный металл, и решили изгнать отсюда башкиров. Был послан отряд солдат на рудники. Долго не могли солдаты башкиров выгнать. Как начнут их побеждать, они и спрячутся в подземный ход. Долго здесь солдаты жили. А потом когда наконец прогнали они башкиров, то не захотелось им от хлеба-то уходить, это от руды-то. Ну, и остались они здесь. Съездили в город, привезли себе чернявок - это девки, которых никто замуж не брал, - обзавелись семьями. Эти люди и были первыми поселенцами Полевского". Записано от С. Т. Чуркина, 1920 г. р.
***
О селе Акинфиеве
"Это ещё при крепостном праве было. Демидов Акинфий в карты играл и выиграл у дворянина, или у кого-то другого, при Екатерине Второй, село на Украине, и привез всех жителей сюда, на Урал, для работы на его заводах. И село назвали Акинфиево в честь Демидова. И говор у этих жителей Украинский сохранился". Записано в городе Нижняя Салда от М. В. Щукина, 1919 г. р.
***
О названии села и речки Шурала (Шуралка)
"Шурала - потому и Шурала, что она из-под горы Ежовой выбегает, по камням шуршит, шуралит, вот потому и Шурала. Шурала - село богатое, её раньше называли Златница. А еще одно объяснение: жили тут нерусские люди. Их вот спросят, откуда они, а они говорят: "Мы ш Урала (с Урала)". Так и пошло - Шурала". Записано в селе Шурала от Т. Ф. Долгорукова, 1871 г. р.
***
О посёлке Колчедан
"300 лет уже Колчедану. Это речка Колчеданка - в ней был найден камень, который называется колчедан. Отсюда и название поселку пошло. Ещё прадед рассказывал, что здесь Сибирский тракт проходил, ссыльные по нему шли, поэтому и знаменит стал Колчедан". Записано в деревне Соколово от С. Ф. Курицына, 1901 г. р.
"Здесь была раньше разведка от Демидовского завода. Обнаружили серный колчедан. И поэтому село Колчедан называется. Давно это было, когда Демидов ещё был. И из Тобольска когда приезжал капитан, он построил на горе колчеданский острог. По преданию, ссыльные там жили. Тут было и кладбище: когда строили дорогу, выкапывали черепа. На месте кладбища была построена часовня и мраморный памятник". Записано от Невьянцева, 1901 г. р.
***
Об Усть-Серебрянке
"Наши-то из-за Камы пришли. Леснята раньше деревня называлась. Три старика сюда первыми пришли. Трое Чудиновых топором срубили три дома. А кругом лес и лес - и больше ничего. Дома-то далеко друг от друга поставили. Утром рано один встаёт и кричит:
- Ну как, сосед, жив?
- Живой, а ты?
- Живой!
Вот так они и жили. От них-то наша деревня и пошла". Записано от Н. С. Чудинова, 1890 г. р.
"Первыми два жителя были. Один на устье жил, а другой у фермы. Пил-то не было, так они топором себе избы срубили. Сюда от Демидова раньше бежали. Здесь и поселялись лесные люди. И назвали свой посёлок Леснятами. Чудиновы первыми были. Люди, которые проплывали по реке мимо, кричали: "Вот чудо-то!". Этих людей называли "чудом", то есть - Чудиновыми. Трудно раньше люди-то жили. В Березовку на лыжах по хлеб ходили. А много ли на себе хлеба принесёшь. Но раньше рыбы и зверья было! Так люди пики поставят на тропки - звери и накалываются на пики. Раньше избы в восемь вершков ставили. Когда я молодой был, всего домов пятнадцать здесь было. Первый дом и сейчас стоит. Там Пойлова Арина Федоровна живёт. Он ещё топором рубленный". Записано от П. С. Чудинова, 1872 г. р.
***
Посёлок Висим Пригородного района
"Раньше здесь - давно это было - жили разные народности. У нас ещё сохранилась поговорка: "Чудь белоглазая, чудь белобрысая". Это так называли местных жителей пришлые люди. А татары, калмыки, мордова потом пришли". Записано от П. Е. Ременца, 1903 г. р.
"...Чудь белоглазая? Про такую не слышал. Здесь говорили в старое время про лесных людей. Они жили возле Ивделя, держались около Уральского хребта. На реке Конде было что-то вроде их управления. Ловили уток, с медведем справлялись, оленей держали. Лесные люди, и только. Жили в берестяных балаганах. Убьют оленя, отрежут кусок - сырое всё ели. Это было, а про чудь белоглазую не слышал". Записано от А. М. Огибенина, 1882 г. р.
Вот такие рассказы, и их на самом деле очень много - от сказаний про клады до походов разбойников и лесных/земных духов и домовых. Всё это ждёт вас с переди - следите за обновлениями.
Подборка рассказов старожилов была написана с трудов печатного издания 1997-го года, обработанного и изданного студентами и преподавателями УрГУ им. Горького, которые и записывали легенды и предания уральских глубинок.
Спасибо за прочтение и внимание! Ставьте лайк и не забывайте подписываться на канал!