Найти тему

О первых метрах асфальта в СССР.

В одном из писем А. П. Чехова есть такая фраза: "По-видимому, это произойдёт через тысячу лет, когда в Москве будут хорошие мостовые..."

В 1913 г. лишь два процента московских улиц были покрыты усовершенствованными мостовыми.

В пределах Садового кольца властно господствовал булыжник, а окраины вовсе не мостились.

Угол Петровки и Кузнецкого моста. Фото из открытых источников.
Угол Петровки и Кузнецкого моста. Фото из открытых источников.

Когда встал вопрос о благоустройстве московских улиц, некоторые предлагали вместо булыжника покрыть их, как в Петрограде, деревянными шашками (торцами). Но большинство стояло за асфальт, хотя мало кому было известно, что это за вещь, асфальтированная мостовая, и как она делается.

Решили пригласить иностранных специалистов. Но "варяги" так заасфальтировали две улицы, что пешеходы с трудом отдирали подошвы от поверхности. Стали самостоятельно производить опыты, искать рецептуру. И нашли.

...Один из оживлённых перекрёстков столицы - угол Петровки и Кузнецкого моста. Здесь дорожники покрывали асфальтом первые дорожные метры.

Толпы москвичей стояли на тротуарах, смотрели, как ровно ложится чёрная, дымящаяся масса "смоляной дороги", и говорили облегчённо вздыхая:

- Прощай, булыжная Москва!

Это произошло 12 сентября 1923 г.

Укладка асфальта. 60 е годы. Фото из открытых источников.
Укладка асфальта. 60 е годы. Фото из открытых источников.

По материалам "Научный календарь" 1967 г.