В одном из писем А. П. Чехова есть такая фраза: "По-видимому, это произойдёт через тысячу лет, когда в Москве будут хорошие мостовые..."
В 1913 г. лишь два процента московских улиц были покрыты усовершенствованными мостовыми.
В пределах Садового кольца властно господствовал булыжник, а окраины вовсе не мостились.
Когда встал вопрос о благоустройстве московских улиц, некоторые предлагали вместо булыжника покрыть их, как в Петрограде, деревянными шашками (торцами). Но большинство стояло за асфальт, хотя мало кому было известно, что это за вещь, асфальтированная мостовая, и как она делается.
Решили пригласить иностранных специалистов. Но "варяги" так заасфальтировали две улицы, что пешеходы с трудом отдирали подошвы от поверхности. Стали самостоятельно производить опыты, искать рецептуру. И нашли.
...Один из оживлённых перекрёстков столицы - угол Петровки и Кузнецкого моста. Здесь дорожники покрывали асфальтом первые дорожные метры.
Толпы москвичей стояли на тротуарах, смотрели, как ровно ложится чёрная, дымящаяся масса "смоляной дороги", и говорили облегчённо вздыхая:
- Прощай, булыжная Москва!
Это произошло 12 сентября 1923 г.
По материалам "Научный календарь" 1967 г.