Уникальность президентства Джона Тайлера заключается в том, что президентом его не избирали. Он стал им «автоматически» после смерти Уильяма Генри Гаррисона, всего спустя месяц после вступления последнего в должность. Тайлер, будучи вице-президентом, тем самым получил «повышение» и стал главой исполнительной власти. Уже 6-го апреля, спустя месяц после смерти Гаррисона, он принял присягу как 10-й президент Соединенных Штатов.
«Случайный» президент
Именно так прозвали Тайлера и его администрацию. Кабинет президента Тайлера, к слову, был сформирован за несколько дней. Формально новый президент представлял Партию Вигов. Но по факту, как бывший демократ, поддерживал и защищал интересы плантаторского Юга.
В результате этого, президентство Тайлера стало самым неоднозначным за всю историю. Весь период характеризовался постоянной борьбой президента и Конгресса, в котором доминировали Партия Вигов. Расхождение мнений по таким вопросам, как создание нового национального банка, введение протекционистских тарифов, определение полномочий штатов — всё это усугубляло и без того напряженную обстановку между Севером и Югом.
Из внутриполитических реформ можно выделить разве что Закон «бревенчатой хижины», гарантировавший американским поселенцам участок земли в 160 акров за 1,25 долларов за каждый. В добавок к нему, в 1842 году принят новый Закон о тарифах («Tariff Act, 1842.»), выгодный промышленникам с Севера.
Во внешней политике заветной мечтой Тайлера было присоединение Техаса в состав США. За внешнюю политику отвечал госсекретарь Джон Колдвелл Кэлхун, который заключил договор об аннексии Техаса, но он был отвергнут Сенатом. Техас в конечном счёте аннексировали уже после выборов 1844 года, за 3 дня до окончания срока президентства Тайлера.
В преддверии президентских выборов 1844 года Партия Вигов демонстративно проигнорировала возможность выдвижения Тайлера на второй срок. Взамен ему была утверждена кандидатура Генри Клея. В прочем, демократы поступили аналогично, проигнорировав выдвижение Ван Бюрена ещё больше, поддержав «темную лошадку» в лице бывшего губернатора штата Теннесси Джеймса Полка — ученика и хорошего друга Эндрю Джексона.