Предлагаю на обозрение варианты современного оформления заправочных станций и зон отдыха на автодорогах.
Ультрасовременно выглядит заправка из стекла и бетона в грузинском Батуми. Проект был реализован в 2012-2013 годах под руководством архитектора Георгия Кхмаладзе. Когда смотришь на здание, трудно поверить, что в нем располагается не какой-нибудь современный бизнес-центр, а заправка и ресторан быстрого питания.
Тему дорожных зон отдыха рассмотрим на примере Японии, которая является передовиком в этой отрасли и насчитывает около 1200 зон отдыха возле платных скоростных автодорог и на бесплатных государственных автодорогах. Делятся зоны на два типа – в которых нет ничего кроме парковки, туалета и торговых автоматов, и зоны с широким выбором услуг, где можно встретить филиалы известных ресторанов, площадки для выгула домашних животных, ванны на термальных источниках, гостиницы, комнаты отдыха со смотровыми площадками, а также купить сувениры, продукты, местные сладости или быстрые обеды.
Пример многофункциональной станции на скоростной трассе – зона отдыха «Kariya Highway Oasis» с колесом обозрения высотой 60 м, термальными ваннами, туалетными комнатами повышенной комфортности и с диванами.
А что касается муниципальных трасс, то здесь, согласно государственной программе, нужно организовать не просто автомобильные стоянки с торговыми центрами и фудкортами, но создать оживленное творческое пространство, которое ассоциировалось бы с данным регионом. На придорожных станциях проходят ярмарки, тематические праздники, фестивали и культурные мероприятия. Эти территории продвигаются как объекты туризма, в Японии даже введено понятие «автобанный туризм», когда путешественники приезжают на конкретную придорожную станцию для отдыха и развлечения.
Пример такой станции - «Клуб Бива» - придорожная станция города Минамибосо, находящегося в 100 километрах от Токио.
Станция была открыта в 1993 году с целью развития местной промышленности и культуры. На момент открытия администрация планировала привлекать ежегодно не менее 100 000 туристов, но уже через 10 лет она вышла на оборот 600 000 человек в год и до настоящего времени продолжает удерживать этот показатель.
«Клуб Бива» организовал уличное кафе, цветочный базар, открыл выставочную галерею, а также артриум, где проводятся массовые мероприятия, связанные с местными традициями.
Таким образом, места для непродолжительного отдыха, становятся популярными и многолюдными туристическими центрами, привлекая всё большее количество посетителей.