Найти тему
Владимир Панченко

Мусорный король" Александр Коган

Как министр экологии Подмосковья "отмораживается" на легальных свалках и "греется" на незаконных

Проблема мусорных свалок Подмосковья впервые вошла в федеральную повестку чуть менее года назад. Тогда жители Балашихи во время прямой линии с президентом Путиным пожаловались на отвратительный запах с полигона «Кучино», расположенного рядом с городом. Президент распорядился полигон немедленно закрыть. Понятно, что в режиме «ручного управления» решать судьбу каждой свалки из Кремля невозможно. Да и не нужно. Эта сфера находится в ведении региональных властей. Но министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган пока удачно справляется лишь с тем, чтобы проблему усугубить. Однако не станем спешить с обвинениями чиновника в профнепригодности. Вполне возможно, это результат осмысленных действий.

Всего за последние несколько лет в Московской области было закрыто 24 из 39 официальных мусорных свалок. В этом году планируется закрыть еще четыре. Таким образом, нагрузка на оставшиеся возросла в разы. По официальным данным, подмосковные полигоны принимают в год 11,7 млн тонн мусора. При этом 7,9 млн тонн генерирует Москва. Рост мусоропотока привел к тому, что свалки работают за пределами своих проектных мощностей. Отходы не успевают пересыпать грунтом и обрабатывать фильтратом. На свежий форс-мажор накладывается проблема устаревших технологий – полигоны проектировались ещё в советские времена, когда ни о какой активной дегазации никто и слыхом не слыхал, а жителей и, соответственно, мусора было существенно меньше.

Правда, помимо советского наследия в распоряжении подмосковных властей есть еще и один вполне современный документ – Территориальная схема по обращению с отходами в Московской области. За разработку этой стратегии, действующей до 2030-го года, из регионального бюджета было заплачено 80 млн руб. Ее, в числе прочих, утверждал Александр Коган. Но по странному стечению обстоятельств в документе вообще никак не учтены примерно 6 млн тонн ежегодного мусоропотока из столицы. Как такое могло произойти – загадка. Кстати, разумного объяснения столь интенсивному закрытию действующих полигонов тоже нет. Многие из легальных свалок на момент закрытия еще далеко не исчерпали свою проектную мощность. И закрывать их скопом при отсутствии дублирующей инфраструктуры – тоже по меньшей мере странно.

Но о причине «странностей» - ниже. Пока же в результате рукотворного аврала некоторые районы Подмосковья превратились в зоны экологического бедствия. В марте «химической атаке» со стороны полигона «Ядрово» подверглись жители Волоколамска. В течение нескольких дней в медучреждения города обратились за помощью несколько десятков человек, в том числе 76 детей. Жаловались на головокружение, рвоту, диарею, носовые кровотечения, непонятную сыпь, некоторые падали в обморок и теряли сознание. Местные власти, для порядка посопротивлявшись, признали, что имел место выброс свалочного газа. Горожане собрались возле здания городской больницы на стихийный митинг. К ним приехал губернатор МО Андрей Воробьев, которого встретили возгласами «Позор!» и «Убийца!». А тогдашнему мэру Евгению Гаврилову порвали куртку и едва не намяли бока. Вскоре он был вынужден подать в отставку.