Найти тему
PRO ИСКУССТВО

O tempora! O mores! И "Американская готика" тому подтверждение

«Американская готика» Гранта Вуда с самого момента её написания в 1930 году, воспринимается большинством, как самая странная и угнетающая художественная работа за всю историю американской живописи. На картине с изображением отца и дочери присутствует множество деталей от которых веет суровым пуританством и ретроградством. Но на самом деле у художника и в мыслях не было изображать что-то ужасное.

"Американская готика"  Грант Вуд 1930 г.
"Американская готика" Грант Вуд 1930 г.

Всё обстояло следующим образом – во время путешествия по штату Айова Гранту Вуду приглянулся небольшой домик белого цвета, построенный в готическом стиле. Возможно и домиков подобного рода в самой Айове было немного. Но разыгралась фантазия, и Вуд решил на фоне этого дома изобразить людей, которые идеально были бы похожи на его обитателей. Для картины позировала сестра художника и его личный дантист, которые в жизни были весьма привлекательными и приятными людьми.

На картине мы видим фермера с вилами, крепко сжатыми в кулаке как оружие. На швах его джинсового комбинезона также отчётливо видно очертание вил, хотя не исключено, что это нечаянное совпадение. Рядом с фермером стоит его дочь, старомодно одетая, с собранными в скромный пучок волосами. Вуд специально изобразил один тонкий локон выбившийся из её причёски, чтобы передать образу человечность. На шее дочери фермера отчётливо видна брошка с изображением Персефоны, которая в древнегреческой мифологии считалась богиней плодородия.

Сама брошка принадлежала матери художника.
Сама брошка принадлежала матери художника.
"Женщина с цветами" 1929 г, Гранта Вуда. Портрет написан за год до скандальной картины, на ней мы видим ту же брошь и схожие растения.
"Женщина с цветами" 1929 г, Гранта Вуда. Портрет написан за год до скандальной картины, на ней мы видим ту же брошь и схожие растения.
На заднем фоне у входа в дом изображены популярные в те времена домашние растения в горшках – бегония и щучий хвост. За кронами деревьев виднеется шпиль церкви, а справа виден красный амбар.
На заднем фоне у входа в дом изображены популярные в те времена домашние растения в горшках – бегония и щучий хвост. За кронами деревьев виднеется шпиль церкви, а справа виден красный амбар.

На художественном конкурсе в Чикаго судьи приняли эту работу за юмористическую. Институт искусств, где проходил конкурс, сразу оставил работу для своих выставок, выплатив победителю совсем не юмористического конкурса, приз в виде нескольких сотен долларов.

Фото картины естественно, напечатали в прессе, и информация просочилась сразу в нескольких штатах. Жители Айовы были настолько разгневаны тем, как художник изобразил их, что одна дама даже пригрозила откусить ему ухо! И сколько Вуд не доказывал, что его идеей была не карикатура на жителей Айовы, а собирательный образ всех американцев - всё было бесполезно. Совершенно очевидно, что такая бурная реакция не могла возникнуть из ниоткуда - художник задел зрителя. Жители Айовы, которые видели эту картину, похоже уловили в ней какой-то обидный намёк на самих себя. И им это ощущение совершенно не понравилось.

Многие критики тоже посчитали картину Вуда пародией на сельскую жизнь провинциальных американских городков. Во время появления «Американской готики» уже нарастала подобная тенденция изображения сельских жителей Америки и другими авторами.

"Весна в городе" 1941 г. Грант Вуд.
"Весна в городе" 1941 г. Грант Вуд.

В чём только Вуд не был тогда обвинён, и эта картина бесусловно имела множество толкований, в том числе историческое и политическое. В то время был самый расцвет фашизма в Европе, и уже год длился мировой экономический кризис. Но при всём при этом, на мой взгляд, "Американская готика" Вуда не должна восприниматься ни в одном из перечисленных контекстов. Спустя время, ближе к концу 30-х, отношение к этой работе поменялось. К этому времени её изображение воспринималось уже, как отображение непоколебимости духа американских первопроходцев.

Сейчас в сети можно найти множество современных мемов на «Американскую готику», и несмотря на это Гранта Вуда очень любят и уважают в США как художника. В 2018 году с огромным успехом прошла выставка его работ в музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии! Напишите, о чём или о ком вам хотелось бы прочитать в следующий раз.

Готика
2478 интересуются