Найти тему
История и искусство / Artifex

Экологический джихад «Пастора» Шредера

А всего их было три. Три картины составили мой the best из просмотренных на прошедшем весной Международном Московском кинофестивале. Да и, пожалуй, вообще в этом году. О «Зимних братьях», только что прошедших в российском прокате, я написал неделю назад. Имя другой картины пока не раскрываю, так как её даже в интернете нет. А вот «Дневник пастыря» Пола Шредера появился недавно, вы без труда найдёте его в сети.

Для специалистов по кино Пола Шредера представлять не надо. Он профессионал-тяжеловес. Шредер уже вошёл в историю кино как сценарист «Бешеного быка» и «Таксиста» – фильмов, ставших классикой Голливуда. Параллельно он всегда пробовал себя и в качестве режиссёра, но его картины, кроме, разве что, фильма «Мисима: жизнь в четырёх главах», я бы не назвал какими-то особенными.

Но, вот, «Дневник пастыря» – это отличная, превосходная работа режиссёра! Но, прежде всего, нужно отметить сильный сценарий – в этом уж Пол Шредер всегда был мастак. Вкратце ознакомлю с завязкой сюжета.

Пастор Толлер – глава первой реформаторской церкви в одном маленьком американском городке. Прихожан у священника немного, его церковь несёт, в основном, декоративную функцию – Толлеру приходится быть больше экскурсоводом для туристов, чем проповедником. Пастор днём служит службы, а вечером ведёт дневник, где аккуратно записывает свои размышления. Дневник цитируется за кадром и сопровождает весь фильм – это один из классических приёмов как в кино, так и в литературе.    

Но однажды пастору приходится непосредственно выполнять свои обязанности. К нему на службу приходит молодая прихожанка. Она беременна. Её муж – экологический активист, и он не хочет ребёнка, так как не хочет обрекать его на страдания в мире, где промышленные корпорации отравляют землю, воду и воздух (впоследствии выясняется, что одна из таких корпораций, финансируют миссию, которой принадлежит церковь). Прихожанка просит поговорить с мужем, но преподобный Толлер не может переубедить его, и, в итоге, молодой парень кончает жизнь самоубийством.

Дальше мы узнаём, что Толлер раньше был армейским капелланом, и у него погиб в Ираке сын. Из-за этого его брак распался, но с женой он поддерживает отношения, так как они принадлежат одной христианской миссии. А ещё пастор смертельно болен, и жить ему остаётся недолго. Самоубийство эко-активиста так впечатляет Толлера, что он проникается его идеями и вступает в конфликт со своим церковным начальством. Ещё он, по-видимому, начинает испытывать определённые чувства к с молодой беременной вдове. Утрата единственного сына, самоубийство прихожанина, болезнь пастора, плотский соблазн – Шредер постепенно навязывает узлы конфликта, медленно наращивает напряжение.

-2

Думаю, я написал достаточно, чтобы вас заинтересовать. Продолжать дальше не буду, чтобы не лишать вас впечатлений от просмотра. Сильных, я предполагаю, впечатлений, потому что в конце фильма внутренний конфликт пастора, выходит наружу подобно мощному извержению вулкана.

В фильме крутые диалоги на тему религии, экологии, роли церкви в современной жизни. Диалоги полны смысловой нагрузки, но при этом не перегружены, это не заумно-нудное кино, в фильме разговаривают живые люди, а не доктора наук.

Относительно художественных особенностей картины. Шредер в своём «Дневнике…» не экспериментирует, он не на шаг не отступает от классических канонов кинематографа. Но каждый диалог, каждая сцена в его фильме настолько отточена, настолько филигранна, что делает это кино весьма неординарным, особенно на фоне современных картин.

Фильм не широкоформатный, как сейчас широко распространено, кадр старого образца, 4:3. Никаких ярких красок, но сильна игра контрастов, света и тени. Практически все сцены по-театральному статичны. Камера почти всегда неподвижна, в фильме только несколько эпизодов, где она двигается. Ещё характерный повторяющийся приём: участники сцены «входят» в поставленный кадр, а по завершению диалога из него «выходят». Особое удовольствие смотреть, как Шредер выстраивает фигуры внутри кадра. Вот, например, сцена с появлением беременной прихожанки.    

-3

Пастор беседует со своим прислужником в затемнённом помещении. Половину кадра занимает прислужник. Он стоит на переднем плане слева вполоборота спиной. Перед ним на шаг вглубь кадра и лицом к зрителю – пастор. Казалось бы, появись тут другие действующие лица, то всем бы в кадре стало очень «тесно». Но раздаётся стук в дверь, расположенную между пастором и прислужником, пастор дверь открывает, а вместе с ней открывается и новое пространство – в появившемся светлом проёме возникает девушка, а дальше виден её муж. В кадр идеально вписаны четыре человека. Класс.

В сценах нет ничего лишнего, но при этом каждая деталь неслучайна. Не случайно эко-активист с бородой, как у Че Гевары. Не случайно, что в их доме есть светильник-глаз – это всевидящее око, символ Бога. Пастор и девушка сидят на диване, светильник в виде глаза расположен рядом со священником, а другой светильник, вазообразный, – на противоположной стороне, рядом с девушкой. Всему, всему, что появляется в кадре, уготована своя роль. И очистительному средству, которым Толлер чистит унитаз, и обрывку колючей проволоки, который пастор подбирает на церковном кладбище, Шредер в своей истории найдёт дальнейшее применение. Всё у режиссёра «сосчитано, взвешено, разделено», обыграю тут к месту библейскую аллюзию.    

-4

Борьба за экологию давно стала модным мейнстримом среди голливудских звёзд, однако фильм Шредера, несмотря на свою художественную ценность, на мой взгляд, был обделён престижными наградами. Не шёл он и в российском прокате, хотя мог бы, это вполне доступное для понимания кино. Впрочем, я догадываюсь, почему – этот фильм можно найти экстремистским.

Но, к сожалению, мой антиспойлерский обет не позволяет дальше его обсуждать. Одно хочу сказать напоследок. Эту картину невозможно трактовать однозначно – этим она и интересна. После совместного просмотра мы с женой ещё час спорили друг с другом – это для меня показатель, что я посмотрел интересное кино. Посмотрите его и вы.

Автор: Дмитрий Иванов © Artifex.ru