Бизнес-идея: работаем по системе каршеринга
Наверное, все слышали, что за границей можно взять автомобиль в аренду, причем буквально на десять минут. Мол, все для удобства клиента. Теперь об этом виде бизнеса заговорили и в России. Произошло это после ряда публикаций в СМИ и репортажей по телевидению, где рассказывалось об открытии каршеринговых компаний.
«Безусловно, это удобно для клиентов, а значит, будет востребовано», – убежден Максим Брамерман, российско-израильский бизнесмен, который имеет подобную фирму в городе Ашдод, что расположен недалеко от Тель-Авива. Его-то мы и попросили стать нашим гидом в этом новом для нас бизнесе.
Мнение потенциальных клиентов
Опыт показывает, что нет в мире универсальных правил успеха. Иными словами, не всё, что востребовано в том же Израиле, обязательно станет популярным у нас. Поэтому интересно было бы узнать, что думают о повременной аренде автомобилей простые жители российских городов.
Андрей (22 года, студент, Ростов-на-Дону): «Интересно, конечно. Говорят, что дешевле, чем такси. Но я лично такую фирму не открыл бы. Хотя и конкурентов особых на рынке нет, но народ ведь чужие машины беречь не будет».
Марина Владимировна (43 года, преподавательница, Краснодар): «Думаю, что я пользовалась бы этой услугой. Ездить я могу, но свою машину продала: ставить негде. А порой что-то привезти все-таки надо. Каршеринг – удобный формат».
Этот небольшой обзор мнений, причем включающий в себя не только чисто «клиентский» взгляд на этот бизнес, но и взгляд на каршеринг глазами потенциальных предпринимателей, полностью соответствует уже сложившимся тенденциям в практике этого бизнеса в зарубежных странах и, следовательно, демонстрирует нам вполне оформившуюся готовность российских городов принять эту услугу на своих улицах.
При этом основные, совершенно справедливые тезисы о каршеринге, бытующие в российском обществе как среди потенциальных потребителей этой услуги, так и среди бизнесменов, можно свести к трем моментам:
- наличие спроса;
- отсутствие конкурентов;
- проблемы с вандализмом.
Классический формат каршеринга
Итак, каким же образом происходит вход в этот бизнес? Схематически он чаще всего выглядит так:
- Сначала вырабатываются методологические принципы. К примеру, решается, что сдавать и принимать машины можно будет только со стоянки фирмы (т.к. такая схема работы для российских условий более приемлема, в дальнейшем будем рассматривать в основном ее). Далее изыскиваются необходимые средства или привлекается инвестор.
- Арендуется удобная огороженная площадка, а также не менее 10 автомобилей. Подписываются соответствующие договоры. Предпринимаются меры по охране движимого имущества. Офис компании при этом желательно снимать рядом. Это удобно для оформления клиентских договоров.
- Все автомобили оборудуются GPS/ГЛОННАС-навигаторами, информация с которых подается на офисный компьютер. Заключаются договоры с автосервисом на обслуживание. Нанимаются сотрудники из расчета один менеджер на 10 машин (далее количество персонала оптимизируется по мере необходимости).
- Запускается рекламная кампания. Начинается собственно предоставление услуг каршеринга. Экономическая политика строится с целью скорейшей окупаемости проекта.
Существует и другая форма сдачи автомобилей в аренду: не с заранее подготовленной площадки, а с места, где машину оставил предшествующий клиент. Ее использование целесообразно для крупных, уже успевших набраться опыта компаний, работающих в наиболее густонаселенных мегаполисах.
В таком случае клиент пользуется специальным приложением на смартфоне, которое демонстрирует ему месторасположение ближайших свободных автомобилей. Оплата за услугу при этом снимается поминутно со счета мобильного устройства.
Информация к размышлению
В российских условиях, если учесть специфику нашей страны в целом и тот факт, что данный вид предпринимательства у нас пока развит крайне слабо, разумеется, могут существовать свои «национальные» особенности каршеринга. К примеру, почти все опрошенные нами эксперты предлагают, чтобы не попасть впросак с юридической точки зрения, сначала открыть транспортную компанию, в уставе которой прописать право фирмы на передачу своих автомобилей на почасовую аренду физическим лицам.
Брамерман, развивая тему, советует организовать товарищество собственников транспортных средств. «Такой подход минимизирует издержки, – считает бизнесмен. – При этом, как я уже говорил, клиент забирает машину со стоянки и туда же возвращает. Возможно, это не совсем удобно, зато облегчает старт».
Безусловно, финансовая составляющая при таком подходе не является проблемой, что само по себе большой плюс. Входной билет в каршеринг в таком случае может уложиться в 100-200 тысяч рублей.
Что касается цен, то они должен быть, по крайней мере, в два раза ниже, чем тарифы таксистов. Во всяком случае, такую позицию выбрали московские каршеринговые компании. По имеющейся информации, в столице машины по схеме каршеринга в пересчете по времени сдаются за 10 рублей в минуту.
Однако Игорь Малюгин советует все-таки ранжировать цены для разных клиентов по разному, исходя из их опыта и безаварийности вождения. «Посмотрите ОСАГО: если его стоимость минимальна, а стаж большой, то и проблем не предвидится», – считает он.
В целом, бизнес-проект каршеринговой компании считается успешным, если средства окупаются в течение трех лет.
Подводя итог, еще раз хочется сказать, что это предпринимательство, на наш взгляд, интересно минимальной (фактически – нулевой) конкуренцией и новизной. А если это так, то почему бы не попробовать?