Акварель как выпивка – вовремя не закончишь, навредишь делу и получишь чувство досады.
Действительно жаль, что результат далеко не всегда так же радует, как процесс. Рассеивается эйфория, и творец видит, что некоторые оттенки жухнут на глазах. Влажный лоск сходит, и обнаруживается грязь.
Как этого избежать?
Любой проект, в том числе картина, требует предварительного плана. Отрисованная композиция, подобранные пигменты, их пропорция и последовательность наложения слоёв – всё это должно быть на листе и в черновиках. Конечно, это не отменяет творческого полёта. Бывает, что в ходе работы что-то в плане меняется, уму страшно, но сердце ликует!
Чтобы непредвиденные полёты фантазии не испортили всю задумку, нужно заранее ограничить количество цветов (как и напитков, если опять провести аналогию со столом), которые вы будете использовать.
Один цвет
Самое экстремальное ограничение – это работа одним цветом. Классика жанра – гризайль – по сути графика, выполненная кистью. Для этого в акварели берут чёрную краску или другую очень тёмную, например, марс коричневый. Используется также сепия и умбра, но справедливости ради нужно упомянуть, что обе они трёхпигментные. Так что получается, что работая умброй или сепией, мы пишем тремя цветами, смешанными в определённой пропорции на производстве.
Есть и более декоративный способ. Например, можно нарисовать воробья разными коричневыми или подводный мир всеми имеющимися синими оттенками. То есть пигментов будет несколько, но цвет по названию один.
Два цвета
Два цвета – это очень много. Особенно если один тёплый, а другой холодный. Например, ультрамарин и сиена жжёная дают при смешении спектр от коричневых оттенков через серый к приглушённому синему. Бездна оттенков.
Три цвета
Если взять три основных цвета – жёлтый, красный и синий, то из них можно получить ещё три ярких цвета – зелёный, оранжевый и фиолетовый. Такие цвета называются вторичными. Кроме того, зелёный можно приглушить красным, синий – оранжевым, а фиолетовый – жёлтым. Это третичные оттенки. При любом раскладе грязи не будет, потому что во всей картине пигмента будет только три! Такой способ в живописи называется работа триадой. Это широко используется в натюрморте, пейзаже и портрете – словом, везде!
Есть вопросы по этой теме? На чём остановиться подробнее?
Ваша К. С.