Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

3 надёжных способа смешивать краски без грязи

Оглавление

Акварель как выпивка – вовремя не закончишь, навредишь делу и получишь чувство досады.

Действительно жаль, что результат далеко не всегда так же радует, как процесс. Рассеивается эйфория, и творец видит, что некоторые оттенки жухнут на глазах. Влажный лоск сходит, и обнаруживается грязь.

Как этого избежать?

Любой проект, в том числе картина, требует предварительного плана. Отрисованная композиция, подобранные пигменты, их пропорция и последовательность наложения слоёв – всё это должно быть на листе и в черновиках. Конечно, это не отменяет творческого полёта. Бывает, что в ходе работы что-то в плане меняется, уму страшно, но сердце ликует!

Чтобы непредвиденные полёты фантазии не испортили всю задумку, нужно заранее ограничить количество цветов (как и напитков, если опять провести аналогию со столом), которые вы будете использовать.

Один цвет

Свободная копия наброска Леонардо да Винчи, Портрет воина, (умбра)
Свободная копия наброска Леонардо да Винчи, Портрет воина, (умбра)

Самое экстремальное ограничение – это работа одним цветом. Классика жанра – гризайль – по сути графика, выполненная кистью. Для этого в акварели берут чёрную краску или другую очень тёмную, например, марс коричневый. Используется также сепия и умбра, но справедливости ради нужно упомянуть, что обе они трёхпигментные. Так что получается, что работая умброй или сепией, мы пишем тремя цветами, смешанными в определённой пропорции на производстве.

Есть и более декоративный способ. Например, можно нарисовать воробья разными коричневыми или подводный мир всеми имеющимися синими оттенками. То есть пигментов будет несколько, но цвет по названию один.

Два цвета

Портрет, выполненный синими и коричневыми оттенками (индиго, церулеум, сиена, охра красная)
Портрет, выполненный синими и коричневыми оттенками (индиго, церулеум, сиена, охра красная)

Два цвета – это очень много. Особенно если один тёплый, а другой холодный. Например, ультрамарин и сиена жжёная дают при смешении спектр от коричневых оттенков через серый к приглушённому синему. Бездна оттенков.

Три цвета

Набросок с натуры, работа триадой (ультрамарин, карминовая, жёлтый гуммигут)
Набросок с натуры, работа триадой (ультрамарин, карминовая, жёлтый гуммигут)

Если взять три основных цвета – жёлтый, красный и синий, то из них можно получить ещё три ярких цвета – зелёный, оранжевый и фиолетовый. Такие цвета называются вторичными. Кроме того, зелёный можно приглушить красным, синий – оранжевым, а фиолетовый – жёлтым. Это третичные оттенки. При любом раскладе грязи не будет, потому что во всей картине пигмента будет только три! Такой способ в живописи называется работа триадой. Это широко используется в натюрморте, пейзаже и портрете – словом, везде!

Есть вопросы по этой теме? На чём остановиться подробнее?

Ваша К. С.

Ноты художника, или Как красиво подобрать цвета

Как использовать цветовой круг