Михаил Светлов , 1943 г.
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый...
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Много думал, как же начать эту непростую тему, какие слова найти. Оказалось, что ничего придумывать не надо. Все слова давно найдены, сказаны, написаны и опубликованы. Потому что они выстраданы. Выстраданы теми, кто видел ужасы войны и испытал их. Просто сейчас слова эти несколько подзабыты нами, напрочь забыты на Западе и не упоминаются в странах, которые вместе с немцами участвовали в захватнической войне на советской земле.
А тема эта про икону Мадонна дель Дон – Madonna del Don -( в переводе с итальянского «Донская Мадонна»). На сайтах в интернете сведения противоречивые.
"... На правом берегу Дона, близ города Павловска, стояли воевавшие на стороне Германии итальянские горнострелковые части. ( цитирую по сайту http://www.blagovest-info.ru/ ). Во второй половине декабря 1942 года рядовой дивизии «Тридентина» итальянского Альпийского корпуса Уго Бальзаре и другие солдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страшных бомбардировок в одной из меловых пещер старинного русского монастыря, обнаружили икону «Умягчение злых сердец» Этому обретению иконы предшествовало некое явление Божьей Матери итальянским солдатам, подробностей которого не известны. Найденная икона была передана в походную церковь, военному священнику-капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. ( Белогорские пещеры https://voronezh36.com/peshhernye-hramy-v-belogore-voronezhskaya-oblast/ находятся вблизи Павловска
Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» .
В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. В отличие от немцев, итальянцы всегда были набожными. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон.
После Острогожско-Россошанского наступления ( можно прочитать в моих статьях. Vonaviza) советских войск в январе 1943 года, не смотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию.
Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.
Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне."
На сайте https://voronezh36.com/peshhernye-hramy-v-belogore-voronezhskaya-oblast/ есть такое уточнение " Недалеко от Воскресенского монастыря есть два святых источника: один в честь иконы “Семистрельная”, другой посвящен Александру Невскому. Первый источник расположен у монастырской дороги в 400-500 м от села Белогорье. Он был известен с первых дней существования Воскресенского монастыря. Во время Отечественной войны фашисты расстреляли стоявший здесь поклонный крест с иконой «Семистрельная». Сейчас на этом месте часовня «Умягчение злых сердец», ледяная купель (t° воды – около 6°), прохладный ручей, впадающий в Дон. "
Другой сайт http://semistrelnaya.narod.ru/madonna.htm повествует...
В относительно небольшой промежуток времени, предшествующий наступлению войск Юго-Западного фронта Красной Армии во второй половине декабря 1942 года, известному под названием операции «Малый Сатурн», на фронте наступило временное затишье. На тех позициях, которые занимала в Белогорье 46-я рота итальянского альпийского корпуса батальона «Тирано» дивизии «Тридентина», солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме православную икону, которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. Речь шла об иконе большого формата и прекрасной сохранности, выполненной в соответствии со строгими канонами иконописи. На иконе наглядно запечатлелись свидетельства многолетнего ее почитания прихожанами одного из белогорских храмов (Троицкого, либо Преображенского, хотя не исключен вариант ее пребывания в стенах Воскресенского мужского монастыря), в котором она и находилась вплоть до их разорения большевиками в 20-30-е годы.
Список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы именуемой "Семистрельная". Находившийся на святом источнике у монастыря до 1943 года. ( Такая подпись под фото иконы с сайта Воскресенского Белогорского мужского монастыря http://www.belmon.ru/monastery/the_shrine_of_the_monastery/ )
Автор Георгий Весна на сайте https://www.proza.ru/2012/01/13/1021 повествует об иконе так.
"... В относительно небольшой промежуток времени, предшествующий наступлению войск Юго-Западного фронта Красной Армии во второй половине декабря 1942 года, известному под названием операции «Малый Сатурн», на фронте наступило временное затишье. На тех позициях, которые занимала в Белогорье 46-я рота итальянского альпийского корпуса батальона «Тирано» дивизии «Тридентина», солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме православную икону, которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи.
Речь шла об иконе большого формата и прекрасной сохранности, выполненной в соответствии со строгими канонами иконописи. На иконе наглядно запечатлелись свидетельства многолетнего ее почитания прихожанами одного из белогорских храмов (Троицкого, либо Преображенского, хотя не исключен вариант ее пребывания в стенах Воскресенского мужского монастыря), в котором она и находилась вплоть до их разорения большевиками в 20-30-е годы.
Эту икону Божией Матери, названную итальянцами «Madonna del Don» («Донская Мадонна») и известную как «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»), солдаты вражеского альпийского корпуса очень тщательно и трогательно берегли, поклонялись ей как своей святыне. Понимая свою обреченность итальянцы взывали к Богородице в трудные январские дни 1943 года во время проведения советскими войсками Воронежского фронта Острогожско-Россошанской наступательной операции.
В ходе этой операции особое значение придавалось освобождению Россоши, со взятием которой правый фланг группировки немецких, венгерских и итальянских войск, насчитывающей в своих рядах более 250 тысяч солдат и офицеров, был бы уничтожен нашими войсками. ...
После того, как остатки итальянского корпуса покинули пределы нашей Родины, икона была вывезена отцом Поликарпо в Италию, где в районе Местры (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня..." очень скоро ставшая местом массового паломничества родных и близких тех солдат, которые так и не вернулись из России, но на встречу с которыми они не перестают надеяться и сегодня.
На мой взгляд, более достоверен рассказ о этой иконе самого padre Policarpo Narciso Crosara - капеллана отца Поликарпо - (в сокращенном переводе ) с итальянского сайта http://www.alpinivenezia.it/ ветеранов итальянского альпийского корпуса.
"Деревня была в двух шагах от врага, расположенного на другом берегу реки.....Командир батальона майор Заккардо,..рассказал, что в один из дней женщина из этой деревни остановилась около него и сказала тихо, как будто боялась быть услышанной: " Там в обломках моей избы есть иконы, которые мне так дороги. Давай, помоги мне снять, я дам тебе. В ваших руках безопасности больше, чем другом месте."
Я знал, что иконы Мадонны были для русского народа чем-то поистине священным. Мы пошли в деревню и я увидел, что наши альпийские солдаты зовут меня. Они прибыли с большим воодушевлением: " Давай. Там есть красивая Мадонна ..., Давай, капеллан. Приходите и получите это сами.
Я ответил, что берите ее на свой пост. Я подойду позже, чтобы увидеть ее . Один из солдат настоял: " Лейтенант сказал, что вы должны прийти и забрать ее ... "
Я подошел к избе этой старой доброй женщины. Я не удивился, когда понял, что изба, которая стала кучей руины, и там были та женщина и икона, которая возникла из этого хлама. Женщина передала ее мне. Мне показалось, что у нее дрожали руки, а голос дрожал будто остался на дне сердца ... Это лицо Мадонны показалось мне настолько отличным от обычных икон и так много похожим на лики прекрасных мадонн нашей страны.
Иконы двух народов, воюющих друг с другом, чувствуя себя братьями, объединенными в одной любви к Богородице, в час ненависти и крови ...
Изба в которой я жил (и молился) стала часовней, местом встречи солдат альпийских войск. Здесь у почитаемых икон был свой первый алтарь, на линии фронта он оставался там до тех пор, пока тревожные известия не начали доходить до командования батальона. Немецкие танки, которые поддерживали нашу линию, однажды исчезли ... но на другой стороне реки усиливающийся шум крупных русских машин пришелся на полную ночь.
Мороз вцепился в степь и руины. Дон был пугающей бомбой. Вражеские патрули атаковали все более дерзко... Берега реки эхом отразились от вспышек тяжелых гаубиц и рева катюш.
Альпийский солдат с рюкзаком пришел в мою часовню. Он засовывает голову в дверь: " Отец, я приветствую тебя. Я еду в Италию ... он добавил. У меня есть мама, она больна! Молись за нее; я принесу тебе твое благословение ... ".
Это был момент, чтобы передать икону моей милой матери . Я отделил Священные Иконы от земляной стены и передал ему. "Провидение посылает тебя! Отнеси это моей маме. Вы достаточно удачливы, чтобы вернуться в Италию, мы не выберемся из этого ада. Скажи ей, чтобы Икона сохранилась для всех тех бедных матерей, которые не увидят нашего возвращения: вот так это будет их утешением, потому что перед ними они молились своим детям ".
Таким образом, Икона ушла с фронта в Италию, забрав наши сердца. Я помню тот день, но я думаю, что это была середина декабря 1942 года...
Много интересной информации.... и много вопросов . Получается, что икону передала капеллану Поликарпо некая женщина. Но она ее не подарила , как свидетельствуют его слова, а дала сохранить. Итальянские солдаты молились у иконы, видимо, просили простить свои грехи. Затем икона была вывезена ими в Италию. Но во всем этом есть какие-то недоговорки, которые порождают сомнения в достоверности . Не ясно как командир батальона майор Заккардо и на каком языке общался с женщиной . Потом, почему капеллан решил вывести не принадлежавшую ему икону "Семистрельная" вместе со своими святынями в Италию, передав уезжающему с фронта солдату?
Если анализировать данные об иконе, которые я здесь привел, то все же не ясно икона вынесена из храма, из разрушенной избы или получена из рук женщины, но не в качестве подарка. Из СССР она вывезена незаконно. А, говоря более просто и доходчиво, - украдена. Нарушена известная у верующих католиков и православных первая заповедь - не укради!
Есть практика возвращения икон на родную землю. Так на сайте https://www.pravmir.ru опубликовано, что в 2016 г. " ... церемония передачи Берлинской епархии старинных икон, вывезенных во время Второй мировой войны из России в Германию, состоялась 16 сентября в здании посольства РФ в ФРГ . Всего ... передано 10 икон XVII-XVIII вв. и несколько старинных окладов. Среди них иконы Воскресения Христова, Воздвижения Креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и др. Поскольку большая часть икон находится в плохой степени сохранности, они будут отданы на реставрацию. По завершении реставрационных работ иконы займут свое место в Георгиевском соборе монастыря.
Кто против, чтобы итальянцы молились перед иконой "Семистрельная" и почитали ее? Это хорошо для них и для нас. Только нужно восстановить цивилизованные условия для этого. Почему бы им не покаяться и не попросить у нашей православной церкви благословить это почитание иконы. Форму совершения такого действия, уверен, им подскажут. Скажите, уважаемые читатели, что вы думаете?