Для полного сгорания горючей смеси необходимо, чтобы в ее составе содержалось воздуха в 15-20 раз больше, чем топлива. Среднестатистический автомобиль на 100 км потребляет от 150 до 200 кубических метров атмосферного воздуха. Если этот воздух не очищать, вся находящаяся в нем твердая взвесь (пыль и грязь с дороги) попадает внутрь двигателя. Довольно скоро это приведет к ухудшению работы двигателя и в конечном счете - преждевременному ремонту.
Защитой от подобных неприятностей и служит устройство для очистки воздуха - воздушный фильтр. Кроме своего основного назначение он выполняет также функцию глушителя шума распространяющегося по впускному тракту,а в бензиновых двигателях - еще и регулятора температуры горючей смеси.
По мере засорения воздушного фильтра его сопротивление воздушному потоку растет и, следовательно, уменьшается количество воздуха, поступающего в двигатель. В определенных режимах это ведет к обогащению смеси, а значит, к неполному её сгоранию. Как следствие снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива и концентрация токсичных веществ в выхлопных газах.
Поэтому своевременная замена воздушного фильтра - залог сохранения ресурса двигателя без возникновения проблем. Ведь засорившийся фильтр превращается из помощника во врага, и не фильтрует пыль с дороги, а наоборот затрудняет работу двигателя.
Какие бывают типы воздушных фильтров?
Фильтрующие элементы выпускаются трех конструктивных типов:
- Цилиндрические
- Панельные
- Бескаркасные
Разработчики приводят массу аргументов в пользу того или иного решения, которые могут обсуждаться бесконечно. Отмечу только, что существуют некоторые особенности имеющие непосредственное отношение к эксплуатации.
Картон и бумага - самые распространенные материалы изготовления воздушных фильтров. В некоторых странах сменные элементы делают из синтетических волокон. Эксплуатация таких элементов требует более строгого соблюдения интервалов замены.
В спортивных автомобилях устанавливают каркасные элементы из пятислойной марли пропитанной “Фирменным” маслом. По сравнению с картонными у них гораздо меньше начальное сопротивление. Кроме того, после специальной обработки они могут применяться повторно.
Когда пора менять воздушный фильтр?
Конечно, водителю не обязательно знать, когда нужно менять воздушный фильтр, осмотр можно провести визуальный. Для этого надо достать фильтрующий элемент из корпуса воздушного фильтра и осмотреть его. Если он чистый - ездить можно дальше без проблем. Если грязный или в масле - это говорит о необходимости его срочной замены. Любой сможет отличить чистый фильтр от грязного, не так ли?
Регламентный срок замены воздушного фильтра зависит от производителя вашего автомобиля. На большинстве машин он составляет от 15 до 30 тыс км. Так что, если собрались менять воздушный фильтр, загляните в техпаспорт вашей машины и там будет указан точный срок его замены. Или воспользуйтесь советом выше и осмотрите фильтр визуально, если не знаете когда последний раз он менялся.
У дизельных двигателей с турбонаддувом, как и у бензиновых инжекторных, к очистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано в первую очередь с особенностями их эксплуатации. Так что у дизелей и у машин с турбиной, срок замены воздушного фильтра должен быть сокращен на 20-30%.
Не стоит экономить на замене воздушного фильтра, ведь его стоимость несравнима с возможным ремонтом. А ездить без фильтра категорически запрещено, это приведет к скорому выходу из строя ДВС, что было проверено на опыте многих автолюбителей.