Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Лжи много, а правда одна - МиГ-25 над Израилем летал и от ракет уходил. Часть 1

Немало мифов, откровенного вранья и добросовестных заблуждений существует по поводу полётов советского самолёта МиГ-25 (Foxbat - Летучая лисица) над Израилем. Называют невероятные обстоятельства, вроде вылета самолёта из Астрахани по приказу непосредственно из Москвы, вручённому в именном пакете конкретному майору прямо в кабине, невероятные скорости в 3600, 4000 и даже 7000км/ч, невероятные высоты в 30-40км. Окружают это какими-то тайнами, которые якобы и по сей день нельзя открыть. Говорят, что его полёт заставил премьер-министра Израиля Голду Меир отказаться от ядерного удара по Асуанской плотине (вариант – по Каиру) и избавил советское руководство от необходимости ответить на это ядерной бомбардировкой Израиля.

Давайте попробуем разобраться как на самом-то деле было.

Фото РСК МиГ
Фото РСК МиГ

МиГ-25 с ракетами Р-40Р

Начнём с того, кто этот таинственный лётчик, который пролетел над Израилем?

Оказывается, уже давно не таинственный. И не один лётчик, а целый 63-й отдельный авиаотряд. Сформирован в 1970м году. Командир - лётчик-испытатель первого класса НИИ ВВС полковник А.С. Бежевец. В его состав входили: летчики-испытатели Горьковского авиазавода В.Г. Гордиенко и НИИ ВВС Н.И. Стогов, строевые летчики В.С. Уваров, Н.П. Борщев, Н.П. Чудин и Ю.В. Марченко.

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

Летчики 63-го отдельного авиаотряда. Слева направо: Н.П.Борщев, В.С.Уваров, Ю.В.Марченко, Н.П.Чудин, Н.И.Стогов, А.С.Бежевец. Всего в отряде входили около 70-ти человек.

Аэродром Каир-Вест, 1971 год

В отряде были 4 самолёта 2 МиГ-25 Р (разведчик) и 2 Миг-25РБ (разведчик-бомбардировщик). Официальные лётные данные этих самолётов – в бесфорсажном режиме высота 12км, скорость 1030км/ч. Но уникальные двигатели Р-155Б-300 позволяли использовать режим частичного форсажа. В этом режиме самолёт мог лететь на высоте 21км при крейсерской скорости 2500км/ч.

У каждого самолёта есть два вида «потолков". Один называется – практический, это максимальная высота, на которой самолёт может лететь с полной боевой нагрузкой. Второй – динамический, это высота, на которую самолёт выскакивает с разгона, летит по баллистической траектории, то есть как брошенный камень, здесь в разреженном воздухе подъёмной силы крыла и эффективности рулей недостаточно для сохранения управляемости.

Так вот, для Миг-25 можно говорить о практической высоте на форсаже 21-23км, и динамическом потолке в 32-37км.

И, наконец, самое главное – скорость. Скорость даёт возможность уйти не только от догоняющей ракеты из задней полусферы, но и от ракеты с фланга и даже из передней полусферы. Дело в том, что при любом методе наведения, как зенитной, так и авиационной ракеты, их траектории не бывают прямыми. Ракету невозможно направить в «упреждённую точку». Она всё время «подруливает». Независимо от варианта стрельбы - навстречу, вдогон, во фланг. И чем более высокую скорость имеет цель, тем энергичнее нужно «подруливать». В итоге ракете может просто не хватить маневренных возможностей, чтобы вписаться в нужную траекторию. Не хватает «запаса перегрузок» говорят в таких случаях ракетчики.

МиГ-25РБ 63-го ОАО, Египет, 1971-1972 г.г. (http://www.testpilot.ru)
МиГ-25РБ 63-го ОАО, Египет, 1971-1972 г.г. (http://www.testpilot.ru)

В моей статье «Может ли самолёт уйти от ракеты?» частично рассмотрен вопрос влияния скорости на возможность выжить самолёту, но будет еще часть, где расскажу о методах наведения.

Ну что же со скоростью? Официально в характеристиках её указывают – 3000км/ч. Это 2.83 числа Маха. То есть 2.83 скорости звука, которую принято считать 300м/с. Это скорость, которую МиГ может набрать с 4-мя ракетами воздух-воздух типа Р-40. И это же эксплуатационное ограничение, установленное КБ.

Раз ограничение, значит реально может и больше? Может. Но возникает сразу несколько очень неприятных моментов. Не только скорость ограничена, но и время полёта на максимальной скорости. Резко возрастает аэродинамический нагрев планера самолёта. Он и так раскалён до двухсот градусов, отдельные части даже до трёхсот. Воздух на входе в двигатель до 320 градусов. А на испытаниях установили, что при 3300км/ч уже плавится стекло фонаря.

Правда разрешенное время даже и для скорости 3000км/ч составляло всего 5 минут (некоторые пилоты говорят 3). За это время планер самолёта и топливо в баках (а это был специально для него разработанный авиакеросин Т-6) нагревались до критической температуры. Включалось предупреждающее табло «Темпер. тормож.» и пилот должен был сбросить скорость.

Но это ещё не всё. При превышении скорости 3000км/ч происходило резкое уменьшение путевой устойчивости самолёта. А лётчики говорили, что создавалось впечатление, что самолёт будет разгоняться беспредельно, вплоть до разрушения.

Откуда же взялись цифры 3600, даже больше? А это израильская ПВО намеряла своими наземными РЛС. Отмазываться как-то надо же было. Вот они и заявляли о наблюдении Миг-25 на скорости 3700 км/ч.

В следующей части о том, как проходили полёты, кто и как пытался сбить «Летучую лисицу».

-6

Автор собирает деньги на создание своего портала. Спасибо за поддержку!