Вполне возможно, что именно после выхода «Моби Дика» в 1851 году киты впервые всерьез стали подумывать о создании Гринписа.
Герман Мелвилл
Моби Дик, или Белый Кит
Романтико-философская марина в прозе о млекопитающих: о людях, убийцах китов и о китах, убийцах людей.
На людей того времени жанровый гибрид приключенчества, размышлений и естествознания особого влияния не оказал.
Автор «Моби Дика», мореход и книгочей, поставил паруса против литературных муссонов-пассатов и ушел на глубину, недоступную для ценителей традиционного морского романа. Современники Германа Мелвилла сочли его творение о таком неэстетичном и малопочтенном промысле странным, потомкам оно досталось уже в виде классики американской прозы. При этом ни те, ни другие в подавляющем большинстве своем не продвинулись в чтении произведения дальше его названия. Книга не стала «неотделимой частью всеобъемлющей безмятежной тупости этого видимого мира».
Волнообразное повествование, в котором «тонкость рассуждения рассчитана на тонкость понимания», осилит не плавающий, но идущий. Того, кто пройдет сквозь толщу извлечений из левиафанической истории, ожидает встреча с рассказчиком, предлагающим называть его Измаилом. С двумя парами рубашек в саквояже, горсткой серебра в кармане и диалогами Платона в голове молодой человек пробирается на остров Нантакет, чтобы записаться на китобойное судно.
И вот уже слышна команда: «Все на ют!». И вот уже поднят якорь, отданы швартовы и под непристойную матросскую песню корабль «Пекод» отправляется в стотридцатипятиглавое путешествие по следам легендарного чудища.
По морям, по волнам, нынче здесь – а завтра все там будем. И да поможет нам буй. И, выражаясь словами Измаила, да смилуются небеса над всеми нами… ибо у всех у нас, в общем-то, мозги сильно не в порядке и нуждаются в капитальном ремонте.