Я всегда стараюсь смотреть экранизации книг, которые люблю. Но в случае с "Щеглом" получилось так, что моё знакомство с киноверсией произошло в процессе чтения романа.
Пожалуй, такого опыта у меня ещё не было: впечатления как будто наложились друг на друга и дали совершенно новое ощущение от увиденного. Вроде интрига сохраняется, но и свои представления о героях уже сложились, не давая воспринимать происходящее на экране объективно, без примеси личных ожиданий.
Скажу сразу, что фильм Джона Краули меня не впечатлил. И дело не только в том, что в голове уже была нарисована другая картинка и режиссёр в неё не попал, а в сумбурном повествовании, которым он решил заменить чёткую хронологию книги. Такое решение напрочь лишило историю не только логики, но и нерва, эмоций, душевного сопереживания.
Если вы не читали первоисточник, разобраться в том, что происходит на экране, будет довольно сложно. Последовательная цепочка событий, которую даёт в книге Донна Тартт, в киноверсии всё время норовить выйти из-под контроля. Действие фильма постоянно колесит во времени, заставляя зрителей ломать голову над мотивацией героев.
Сложно сказать, почему создатели выбрали именно такой способ построения сюжета, но в результате вместо драматической истории, наполненной переживаниями главного героя, его терзаниями, скитаниями и поисками себя, мы видим плоское повествование, в котором с трудом угадывается атмосфера романа "Щегол".
И вроде на месте все персонажи, ключевые события и даже визуально фильм максимально приближен к описаниям, которыми наполнена книга, но в фильме нет самого главного — эмоционального фона, являющегося ключевым действующим лицом этой истории. Достаточно сказать, что события в музее, ставшие катализатором той драмы, которая произошла с Тео в дальнейшем, здесь показаны вскользь. А мать главного героя и вовсе появляется в фильме только в финальном кадре. Но ведь она тот человек, потеря которого навсегда разделила жизнь Тео на "до" и "после".
И вот перед глазами пролетают знакомые сцены, но за ними нет никакого смысла. Они как будто лишены духовной составляющей и просто сменяют друг друга, рассказывая какую-то другую абстрактную историю. Стоит отметить, что некоторые актёрские работы точно попадают в цель. Но из-за мимолётности и схематичности, с которой показаны многие герои, старания артистов так и не выливаются в цельные образы.
Например, Люк Уилсон прекрасно справился с ролью отца Тео, но характер и поступки даже этого важного персонажа в фильме существенно упростили. Как и образы Пиппы, Хоби и других центральных героев. Пожалуй, более-менее интересными и близкими к первоисточнику удалось показать только Бориса и семейство Барбуров.
Возможно, режиссёру попросту не хватило хронометража, в который загнали создателей рамки полнометражного фильма. Вместить в 2,5 часа огромный пласт событий и типажей — задача довольно сложная. Гораздо логичнее для данного произведения мне представляется формат мини-сериала, который позволил бы детальнее и точнее раскрыть все линии, заложенные в роман Донной Тартт. Очень надеюсь, что когда-нибудь такой вариант экранизации будет снят, ведь книга-лауреат Пулитцеровской премии этого, безусловно, заслуживает.
А вы смотрели фильм "Щегол"? Какие впечатления остались от просмотра? Пишите своё мнение в комментариях.