Найти тему

История группы Exploited

Шотландия - родина не только юбок и волынок. Оттуда весь мир узрел самые высокие и самые устойчивые ирокезы в истории панк-рока, ирокезы, которые продержались на голове Wattie Buchan'a и его компании почти полтора десятилетия, сгинув куда-то с их голов лишь после записи Beat The Bastards, что с великим сожалением русская публика узрело во время концертов EXPLOITED в Москве и Санкт-Ленинграде.

Коллектив был собран в 1980 году (по некоторым источникам - в 1979) уже упомянутым вокалистом и гитаристом Big John Duncan. Пара рекрутировала барабанщика Dru Stix (Glen Campbell) и басиста Gary Beaker McCormick и выпустила три сингла на своем собственном лейбле - Army Life. Exploited Barmy Army и Extracts From Edinburgh Night Club (live) в 1980 году. Группа нагло орудовала в собственном злобном и агрессивном стиле с жесткими металлизированными гитарами и диким вокалом Wattie, выкрикивающим оскорбления и угрозы в адрес всех, кого только ненавидел или мог ненавидеть потенциально.

После подписания контракта с фирмой Secret в мае выпущен дебютный гигант Punk's Not Dead, в музыке, лирике и злостном анархизме которого явственно чувствуется влияние CRASS. Даже сам девиз Punk's Not Dead - это ответ на песню CRASS трехлетней давности Punk Is Dead. Диск загремел на двадцатое место в национальных британских чертах и группа мгновенно встала в один ряд с самыми суровыми героями британской панк-сцены - (CHARGED) G.В.Н., ANTI-NOWHERE LEAGUE и DISCHARGE. Punk's Not Dead был продан в количестве 150000 копий и получил пятизвездочную рецензию от главного двигателя панк-рока в прессе - журналиста Garry Bushell из Sounds (помимо прочего, кстати, изобретателя термина Oi!).

-2

Еще более феноменальное событие произошло в октябре 1981 года, когда сингл Dead Cities (с песнями Hitler Is In The Charts Again и Class War на второй стороне) дотянулся до 31 места и стал самым успешным синглом EXPLOITED, после чего группу вежливо пригласили в наиболее популярную и попсовую британскую телепередачу Top Of The Pops. EXPLOITED исполнили Dead Cities и шокировали своим поведением и оголтелым внешним видом ошалевших зрителей. Пригласить EXPLOITED в Top Of The Pops было невероятной и безумной авантюрой - все равно, что показать клип SEX PISTOLS с блюющим Sid Vicious'ем в передаче Спокойной ночи малыши. Но упертые фанаты не просекли прикола ситуации и дико возмутились. Посыпались обвинения в продажности EXPLOITED, даже Garry Bushell отвернулся от EXPLOITED и разродился статьей с заголовком Punk Is Dead.

Как и большинство радикальных британских панк-групп первой половины 80-х (DISCHARGE, G.B.H., COCKNEY REJECTS и т.д.), в EXPLOITED неожиданно стала просыпаться тяга к металлическому звучанию, которое впервые всплыло на скоростном и холодном альбоме Horror Epics подарившем еще две прославленных песни - Don't Forget The Chaos и откровенно надругательскую оду в адрес Маргарет Тэтчер Maggie: Maggie you cunt, Maggie, Maggie, Maggie, Maggie you fuckin' cunt.
В составе Wattle (вокал), Willie (ударные гитара) Tony (бас) и Nig (гитара) спустя два года выпущен диск Death Before Dishonour с еще более металлическим и при этом гораздо более плотном и тяжелым саундом. Группа начала записываться на новеньком лейбле Rough Justice, где с ними по соседству оказались и старые конкуренты G.B.Н.

-3

Паузы между выпуском альбомов стали потихоньку затягиваться. EXPLOITED забыли дорогу к хитпарадам уже в середине 80-х годов, ибо к панку британская общественность потеряла остатки интереса. Группа стала ориентироватья только на самых отъявленных ортодоксальных панков, которых оказалось не так уж и мало в Европе, и которые вполне спокойно пережили окончательную металлизацию EXPLOITED. Хэви-метал окончательно обнажился на альбоме Massacre 1990 года, звуком которого заправлял звукоинженер Colin Richardson работавший с огромным числом металлических групп, включая экстремалов NAPALM DEATH и CARCASS. Помимо неизменного и неизбежного Wattie на Massacre можно услышать бас-гитариста Smeeks, гитариста Gogs и барабанщика Tony.

-4

Затем EXPLOITED сгинули надолго и многие обитатели мира сего вздохнули с облегчением, лишь для того, чтобы снова побежать спасать свои уши и прятать домашних детей и животных в безопасные места. После более чем годовой отсрочки от изначальной даты релиза, в 1996 году на прилавках появился современно и напористо грохочущий Beat The Bastards. Альбом был записан по большей части родственными душами - в составе мы вычитаем, что вокалист - Wattie Buchan гитарист - Jamie Buchan, барабанщик/басист - Wile Buchan и лишь басист не к месту Jim Gray. Продюсером был Colin Richardson, и на этот раз он полностью реализовал свой экстремальный опыт, придав музыке группы неслыханную доселе тяжесть и мощность турбореактивного локомотива. В результате Beat The Bastards металлистам понравился даже в большей мере нежели традиционным панкам. Последние к тому моменту немало были разочарованы не только отсутствием ирокезов и подобными музыкальными трансформациями, но и сотрудничеству Wattie с врагами из идеологического лагеря - с рэппером Ice-Т в первую очередь. Удивительно, как Wattie смог пойти на союз со звездой, коли раньше он высокомерно отказался записаться вместе с постпанком Captain Sensible (из Damned), мотивируя это его попсовостью. Манера Wattie заводить друзей где попало и ругаться с кем попало (Jello Biafra - один из его злейших врагов) негусто принесла ему авторитета. Впридачу его коллеги по группе постоянно обвиняют Wattie в чрезмерной высокомерности и пристрастии к наркотикам - жуткие симптомы звездной болезни.