Найти тему
ГИПОТЕЗЫ И ФАКТЫ

Следы Золотой бабы теряются в тайге

Более четырёх веков исследователи и авантюристы тщетно ищут в тайге золотого идола язычников.
Более четырёх веков исследователи и авантюристы тщетно ищут в тайге золотого идола язычников.

Древние называли это изваяние Юмала, Сорни Най, Злата Майя, Золотая старуха... Сегодня она больше известна как Золотая баба. И как обычно бывает в таких случаях, одни утверждают, что это не более чем передаваемая из поколения в поколение легенда, другие упрямо продолжают верить в существование надёжно упрятанной в глухой тайге драгоценной статуи, точное местонахождение которой хранят в строжайшей тайне всего несколько посвящённых в неё человек.

Первые описания Золотой бабы сделаны иностранцами - авантюристами и путешественниками, привлечёнными в Россию славой о её богатстве или политическими интересами. Англичанин Дженкинсон в XVI веке писал: "Золотая старуха пользуется почитанием у обдорцев и югры (предки современных хантов и манси - авт.). Жрец спрашивает у этого идола о том, что им следует делать, и сам (удивительно!) даёт вопрошающим верные ответы, и его предсказания сбываются". Итальянец Гваньини также в XVI веке записал, что жрецы во время жертвоприношений Золотой бабе предсказывали судьбу людей. Однако наиболее широко стали известны эти легенды благодаря знаменитой книге личного друга Петра I голландца Николааса Витсена, которая, хотя и называлась "Северная и Восточная Татария", стала первой подробной и почти достоверной книгой о России и её восточных землях - Урале и Сибири. Позже сюжет о Золотой бабе, став хрестоматийным, перекочёвывал из книги в книгу на протяжении многих лет.

-2

Разумеется, никто из иностранцев не смог побывать в глухих пермских лесах, а тем более в Сибири, поэтому им приходилось пользоваться сведениями, полученными от "бывалых людей". Те слышали о золотом идоле от других, а конец цепочки терялся в никому не известных далях. Неудивительно, что рассказы о Золотой бабе обрастали слухами и домыслами в зависимости от фантазии рассказчика. Поэтому в разных источниках она описывается неодинаково: размеры варьируются от 30 см до величины в человеческий рост, изображается одетой в свободные одежды или обнажённой, сидящей или стоящей, с младенцем на руках или без такового. Так же различаются описания местонахождения идола - от земли пермской до Уральских гор и тайги Западной Сибири.

-3

Согласно наиболее широко распространённому варианту легенды, Золотая баба была одним из самых почитаемых божеств у предков современных коми - пермяков и зырян. Во время обращения последних в христианство известным церковным деятелем XIV века Стефанием Великопермским, которое не всегда проводилось мирными средствами, приверженцы языческих верований, спасая от уничтожения, перевезли идола на Урал, к вогулам (современные манси), а затем дальше - в Сибирь, к остякам (современные ханты), где она, согласно легенде, и хранилась в глухих таёжных стойбищах.

Так или иначе, легенды о Золотой бабе получили широкую известность - авантюристов привлекало солидное количество драгоценного металла, учёных и краеведов, просто романтиков интересовала заманчивая возможность восстановить весьма любопытную частичку истории, поскольку активно муссировались предположения о сходстве идола с античными скульптурами. Уже в начале ХХ века известный сибирский краевед Константин Дмитриевич Носилов получил от престарелого вогула (манси) информацию о том, что на реке Конде в глухом стойбище на болотах хранится точная копия Золотой бабы, отлитая из серебра. Несмотря на то что Носилов находился в нескольких километрах от стойбища, он не смог из-за половодья добраться туда и осмотреть идола. Очередная, казавшаяся реальной, возможность была упущена, как произошло и во всех других подобных случаях: Золотая баба всегда ускользала от непрошенных гостей.

-4

Поиски её велись представителями многих поколений. Казалось бы, за четыре сотни лет этих поисков затея должна была себя полностью дискредитировать, но этого не произошло. До сих пор в этих краях появляются время от времени "совершенно достоверные источники" очевидцев, точно знающих, где хранится Золотая баба; а некоторые даже видели её своими глазами. Сведения разнятся - от вполне серьёзных рассказов уверенных в своей правоте людей до анекдотических баек.

Такая вера постоянно подпитывается и традиционными верованиями, во многом сохранившими свои языческие основы, коренных народов Западной Сибири (хантов, манси, ненцев), для которых Золотая Богиня продолжает оставаться одним из весьма почитаемых существ.

-5

Однако в данном случае наличие собственно золота в изображении богини никакого значения не имеет. Слово "золотая, золотой" является обязательным эпитетом любого высокого (небесного) божества в традиционном пантеоне. Сам идол при этом может быть изготовлен из любого материала - бронзы, дерева или тканей. Золото, разумеется, тоже не исключается, но встречается крайне редко - в виде немногочисленных украшений на идоле. Золотая Богиня, именуемая хантами и манси Калтащ, почитается как покровительница женщин и материнства, хранительница судеб людей. Женщины обращаются к ней во время родов, прося лёгкого разрешения от бремени. Под её опекой находятся маленькие дети в первые годы жизни, которых богиня хранит от злых духов. Это вполне соответствует старинным описаниям Золотой бабы.

Более того, у специалистов, занимающихся изучением культуры коренных народов Западной Сибири, сформировалось достаточно чёткое мнение, что именно представление о богине-жизнеподательнице у финно-угорских народов и связанные с ней мифы послужили основой для появления легенд о Золотой бабе. Вполне возможно, что положенный для её высокого ранга эпитет "золотая", передаваясь из уст в уста, обрёл образ золотого идола величиной с человека. Хотя нельзя абсолютно исключить вероятность того, что небольшие золотые идолы, изображающие эту богиню, действительно могли быть изготовлены. Но малочисленные сибирские народы, даже на истерзанной буровыми и бульдозерами земле, умеют хранить свои тайны, скрывая их от чужих глаз. И ценность этих тайн заключена в духовном смысле, а не в том мизерном количестве драгметаллов, которые могут украшать некоторых идолов.

-6

О северных народах сложилось такое мнение, что эти дети природы очень доверчивы и совсем не умеют врать.

Однако такого рода заключения чересчур наивны. Этим людям не смогли насадить мусульманство получавшие с них дань в течение нескольких веков татары, с древности владевшие территорией Западной Сибири. Не смогли заставить их отказаться от язычества и пришедшие вслед за Ермаком четыреста лет назад русские. Остяки и вогулы под давлением приняв христианство, сохраняли и язычество - даже в условиях жёсткого его искоренения как сначала церковью, так и затем большевистской идеологией. Так что известные на Руси не одно столетие легенды о Золотой бабе могут иметь под собой реальную основу...

-7