Имя Игоря Ильинского, к сожалению, не всегда известно молодому поколению киноманов. Самое большее, что они могут вспомнить, известный комедийный фильм «Карнавальная ночь», где Ильинский сыграл сатирическую роль заведующего клубом. Отрицательный герой вызывает веселый смех героев и зрителей фильма, а его словесные «перлы» живут в народе и по сей день. Его реплики «ни такое уж оно у меня и серое» или «бабу Ягу со стороны брать не будем, вырастим в своем коллективе», привычно вызывает взрыв смеха у современного зрителя, как и в 1956 году, когда фильм впервые вышел на экраны.
А между тем, Игорь Владимирович начал сниматься в начале XX века. Кинематограф еще был «немым» и Ильинский снялся в фильме «Аэлита» в 1923 году. Сыщик Кравцов в его исполнении полюбился зрителям и актер Ильинский стал всеобщим любимцем. Его выразительная мимика, умение передать настроение жестом, взглядом, поворотом головы делают игру актера гениальной.
Вехами на тернистом актерском пути были работы Игоря Ильинского в фильмах «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и других шедеврах немого кино.
Звуковое кино внесло новые нотки в деятельность Ильинского. Но, к сожалению, режиссеры продолжали использовать только комедийный талант Игоря Владимировича, не замечая уникальность сценического амплуа актера.
Удачей и для Ильинского и для Александрова было приглашение Игоря Владимировича на роль Бывалова в киноленте «Волга – Волга». Роль туповатого чиновника была сыграна Ильинским гениально, а режиссер Александров заново «открыл» великого актера, теперь уже на звуковом экране.
Творческая биография Игоря Владимировича Ильинского чрезвычайно разнообразна и кино было далеко не единственным источником вдохновения для артиста.
Его театральные роли столь разноплановы, что не оставляют никаких сомнений, уникальный талант артиста, не укладывался в «прокрустово ложе» комедии, трагические роли Ильинского убедительны и гениальны. Стоит вспомнить роль Фирса в «Вишневом саде» Чехова или Акима, героя драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».
Косноязычный мужичок в исполнении Ильинского – правдивый и трагичный собирательный образ честного и справедливого русского народа. Борец со всяческим злом и скверной, он решается на тягостный для него, как отца шаг, уговаривает сына покаяться в преступлениях, жалеет брошенную сыном невесту. Он совесть и честь народная.
Таланту Ильинского было тесно в рамках чужих режиссерских проектов и с 1958 года он – театральный режиссер. Под его руководством увидели свет такие спектакли, как «Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею (совм. с В. И. Цыганковым) в 1958 году, «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (совм. с В. И. Цыганковым) в 1960 году, «Госпожа Бовари» Г. Флобера (совм. с А. А. Шиповым)в 1963 году.
Ильинский – режиссер часто обращался к творческому наследию русских классиков.
Так, в 1966 году выходит спектакль «Ревизор» Н. В. Гоголя, в 1974 году Ильинский обращается к творчеству А. Н. Островского и ставит спектакль «Лес».
Отдельно нужно сказать об особом отношении Игоря Владимировича Ильинского к Антону Павловичу Чехову и его творчеству.
Изумительная постановка спектакля «Вишневый сад» Ильинским стала первой в истории Малого театра. Прежде этого произведения не было на сцене Малого. Режиссер Ильинский постарался максимально приблизиться к авторскому прочтению пьесы, как трагикомедии. Вишневый сад, его образ как символ несбыточной и прекрасной мечты, без которой жизнь теряет смысл, больно ранит зрителей в самое сердце и заставляет сопереживать героям. Именно этот образ сада с белоснежными цветущими ветвями превращает пьесу в трагедию и заставляет современников задуматься о смысле жизни.
Мое знакомство с творчеством этого гениального актера и выдающегося человека началось обыденно 1 января 1972 года, когда на экраны телевизоров вышел фильм «Эти разные, разные, разные лица». Режиссерами фильма были Игорь Ильинский и Юрий Сааков.
Для меня, 10 летней девчонки, это была мгновенная любовь и навсегда. После просмотра фильма, где практически все роли сыграны одним актером, было откровением, что один человек может быть таким разным. И Игорь Ильинский стал для меня человеком с множеством разных лиц. А еще я узнала писателя Чехова, его книги до сих пор для меня самые – самые. В советские времена фильм показывали часто, и всегда, я мирно устраивалась на диване и завороженно смотрела на экран. В это время меня невозможно было ничем отвлечь от телевизора. А после просмотра фильма брала томик Антона Павловича Чехова и перечитывала рассказы, по которым поставлен фильм. Это были лучшие моменты моего детства.
Жаль, в последние лет двадцать, я ни разу не видела фильм на экране. Уверена, что те кто посмотрит этот фильм, по новому будет относиться и к чеховским рассказам, и к творчеству Игоря Ильинского, человека с разными, разными, разными лицами.
А вы любите творчество этого выдающегося артиста? Вообще, нравится ли вам старое кино?