Найти в Дзене
Кузнецов

Читайте, господа, романтическая новелла "Лина Кавальери", глава 5

Глава 5 "Солдат Иоанн"

От разговоров и пересудов Петербург жужжал, как огромный пчелиный улей. Новости и слухи приносила прислуга, молодые, милые девушки прачки, поварихи, костюмерши, горничные. Все те на ком держался этот большой город - кто готовил, шил, стирал, мыл полы, смотрел за детьми, плёл кружева, вышивал золотом и сидел с больными. Эти очаровательные, веселые девчонки успевали поговорить, посмеяться и исполнить с усердием, возложенные на них обязанности. Рано утром, в слепящих лучах холодного петербургского солнца они разбегались на рынок, к модисткам, к сапожникам, к молочнице, к булочнику, за лампадным маслом, за керосином, за спичками.

На днях рассказывали как одна знатная дама в салоне госпожи Бульбенковой, что на Миллионной улице говорила жуткие вещи. Что стыд – это пережиток прошлого. Что передовые дамы давно потеряли стыд и что сейчас главная их забота – это наслаждение и поиски радости. И что они давно уже живут своей женской жизнью. И давно изменяют мужу, не видя в этом и тени сомнения! Ни тени! А наоборот, они благодарны судьбе за счастливые минуты. И что муж и семья никоим образом не могут проникать в их личное пространство, закрытое от посторонних глаз верными под- ругами и надёжными друзьями. И что они абсолютно честны в исполнении своего семей- ного долга, и что их личная жизнь никого не касается!

Дама, слушавшая этот полуторачасовой доклад, спросила: «Что же это получается? Днём она растит детей, учит музыке, читает сказки Пушкина, а вечером берёт извозчика и едет к блудникам? Да это чистой воды разврат, милочка! Какая гадость! Где вы это услышали? На что рассказчица вспыхнула и во весь голос закричала: «Вы мироедка! Темень губернская!

Я вам говорю о вещах высоких, о внутренней человеческой свободе! Европа давно оставила в прошлом темные времена непонимания и грубости! Европа возвысила человека и освободила женщину!

«Да, голубушка, тут свободы без меры! Нет уж, милая, пусть они в Европе блудят сколько угодно. А мы будем детей растить, Богу молиться и мужей любить!» На этих словах знатная дама поспешила к выходу и, хлопнув дверью, пошла по улице с высоко поднятой головой.

-2

Каждой молодой девушке хотелось хорошо выглядеть, не хуже других! Погулять в парке в воскресный день. Съездить в Павловск по железной дороге, послушать вальсы Штрауса, которые играли всё лето. Попить лимонада. Сняться в фотографическом ателье в новом

платье и подарить карточку маме или люби- мому. Или поставить на столик у своей кровати. И вставал роковой вопрос: «Где обшиваться? Где сшить блузку, юбку? Где справить хорошее пальто на осень, на зиму? Если шляпку можно было купить, то с пальто было гораздо труднее. Готовых вещей было ма- ло, потому что всё расходилось по оплаченным заказам. А то, что оставалось было или огромного размера, или абсолютно безвкусно.

В модных салонах обшиваться было дорого. Но нет такой ситуации из которой бы не вышла хорошенькая, молоденькая девушка. Бегая до обеда по городу девчонки узнавали много нужного и полезного. Кто недорого продает хорошую юбку на выход. Где купить шкурку на воротник с небольшим изъяном. Где живет швея надомница, которая аккуратно шьет и берет совсем недорого.

Так поступила и Лина. Она обшивалась у скромной, тихой девушки Лизы, которая так замечательно шила, что её работу принимали не иначе как за французскую, прямо из Парижа! Лина легко придумывала истории, выда- вая себя за богатую аристократку. И говорила гордо, что пальто из ателье Мандля, шляпка от Бризак… платье от Бертран… Потому что правду говорить было нельзя. Да и кому нужна была её правда?

-3

Проходя однажды по Большой Дворянской улице, недалеко от Троицкого моста, Лина увидела старого солдата на костылях. Солдат был так худ и изнеможден, что Лину охватил ужас. В протянутой руке он держал браслет редкой красоты с синим перламутром и жемчугом. Браслет так играл на солнце, так светился, что нельзя было оторвать глаз. -Что ты хочешь за него? - спросила она. -Кусок хлеба и стакан молока -ответил солдат. –Где ты живешь? Лина, сдерживая слезы, проводила его до дома, а сама пошла в соседнюю лавку за продуктами. Мальчишка донес ей корзину. Лина оставила солдату продукты и пятьдесят рублей золотом. Когда через неделю она пришла его проведать, то ей сказали, что Иван Лу- кич умер и оставил ей посылочку. Когда Лина развернула свёрток и открыла небольшую бархатную коробочку, то увидела свои пять червонцев и записку: «Несравненная мадам Кавальери, помолитесь о рабе Божьем Иоанне!»

Лина хранила этот браслет всю жизнь, как память о России, храня боль и скорбь о солдате Иоанне, прикладывая эту боль к своей боли и к своей скорби о матери, о близких, о тех кого уже нет с нами…

Продолжение следует...

Читайте, господа,

Флор Известный "Лина Кавальери", издание 2018 года.