Фильм "Cкорость", где Дмитрий Харатьян играет детдомовца Гришу Яковлева - гонщика и конструктора, а Алексей Баталов - конструктора рекордных автомобилей и преподавателя автомобильного института Игоря Лагутина вышел в 1983 году.
Лагутин работает над строительством автомобиля "Игла-09-SR" для установления мирового рекорда скорости. В роли иглы реальный рекордный советский автомобиль ХАДИ - 9 с турбореактивным двигателем РД-9БФ. В эпизодической роли студента и будущего инженера-конструктора снимался Николай Фоменко - в 2011 году он станет главой инженерного департамента команды "Формула 1" Marussia Virgin.
ХАДИ-9 - советский рекордный автомобиль, построенный для установления абсолютного рекорда скорости на суше - 1200 км/ч. Работа над проектом началась в 1968 году - тогда целью было преодолеть рубеж в 1000 км/ч. Руководитель проекта - конструктор и рекордсмен Владимир Никитин, на автомобилях которого было установлено 30 всесоюзных рекордов скорости, 9 из которых превышали мировые.
В 1970 году, еще до начала испытаний ХАДИ-9, американский болид Blue Flame c Гарри Габеличем за рулем на соляном озере Бонневилль преодолел скоростной рубеж в 1014 км/ч. Наши инженеры поставили новую цель - 1200 км/ч. ХАДИ-9 так и не вышла на старт скоростных заездов из-за недостаточного финансирования и отсутствия подходящей площадки для испытаний. Единственным местом для такого рекорда могла стать жёсткая и ровная поверхность соляного озера Баскунчак, но из-за увеличения объемов соледобычи озеро перестало высыхать и все заезды к концу 1970 года были прекращены.
За время своего существования болид смог развить скорость не превышающую 500 км/ч, но даже ее официально зафиксировать не удалось, потому как этой отметки он достиг будучи в руках каскадеров в тайне от съемочной группы и конструкторов.
А после съемок фильма прототип бросили даже не очистив от соли. Коррозия поставила свой рекорд - единственный экземпляр был полностью уничтожен.