Найти тему
Бэлла Ефимова

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПЬЕСА. ЛИСА И ВИНОГРАД

У Гильермо ФИГЕЙРЕДО ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПЬЕСА. ЛИСА И ВИНОГРАД - НАЗЫВАЕТСЯ
Есть и фильм-спектакль по этой пьесе. Калягин играет Эзопа. Замечательно играет, как всегда и всё у Калягина. Но суть тут я улавливаю вдруг в этой пьесе..
У Экклезиаста - Живому псу лучше, чем мертвому льву...
А у Фигейредо в Эзопе - Экклезиаст был неправ - мертвый лев лучше живой собаки.. Сместил акцент и получилось совсем другое...
Я - за собаку. Живое, теплое и - рядом.
Но у Эзопа есть еще и другой ключ. Свобода.
Когда встает выбор, то у Эзопа всего два пути. или быть рабом живым..
Или выбрать свободу, но прыгнуть со скалы и смерть.
Другого не дано.
Иной раз вспоминаю этот спектакль - где тут дорога к свободе?
У меня есть эта пьеса: - последние слова в ней Эзопа..
- "Слушайте, жители Самоса и Дельфов басню Эзопа: "Лиса,
увидев высоко на беседке кисть винограда, хотела достать его... (Его голос тверд, но моментами в нем прорываются дрожащие ноты.) ...и не смогла; тогда она сказала: "Он еще зелен". Отсюда - мораль: Вы свободны!
Знай, Ксанф: всякий человек созрел для свободы, для того, чтобы
умереть за нее! (Снова обращаясь к народу.) Я тоже еще зелен для любви, зелен для жизни... Но я свободен, свободен. Проклятье! (Решительным шагом направляется к двери.) Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей?..
В Москве Эзопа Играл Калягин. А в Ленинграде в 60-е годы Эзопа играл Полицеймако.. Очень мощно играл.. Но и Калягин тоже. Я его все время вспоминаю.. Как он ушел к скале, чтобы броситься в смерть..

Не свобода, а свободное право выбора жить или умереть? Дьявольское право.