23,9K подписчиков

31 января - Надя Рушева: советская художница-вундеркинд, прожившая целых 17 лет

3,3K прочитали

31 января 1952 года родилась Надя Рушева - Надежда (Найдан) Николаевна Рушева, художница-вундеркинд, начавшая рисовать в 7 лет и скончавшаяся уже в 17 (6 марта 1969 г.).

"Найдан" вообще-то означает "вечно живущая"...
"Найдан" вообще-то означает "вечно живущая"...

За 10 лет она оставила много тысяч рисунков. Как художница она отличалась поразительной, сверхчеловеческой продуктивностью. Взялась за карандаш в 5 лет, а в 7 за время чтения ей "Сказки о царе Салтане" нарисовала 36 рисунков-иллюстраций. Надя Рушева известна тем, что никогда не делала эскизов и никогда не пользовалась стирательной резинкой. В школе освоила ручку-перо: сложный инструмент, в принципе не допускающий исправлений. По её словам, она сразу видела готовый образ, проецировала его на бумагу - оставалось только обвести...

Кентаврёнок. Один из самых известных рисунков Рушевой, исходно относящийся к древнегреческой серии. Часто испольщуется как символ. Он изображён и на могильном памятнике художницы.
Кентаврёнок. Один из самых известных рисунков Рушевой, исходно относящийся к древнегреческой серии. Часто испольщуется как символ. Он изображён и на могильном памятнике художницы.

Хотя иногда Надя использовала пастель, основная часть её рисунков чёрно-белая, сделана карандашом, фломастером или тушью. Надя Рушева прославилась, в первую очередь, как книжный график. Она иллюстрировала "Войну и мир", сказки, сюжеты из древнегреческой мифологии. Последними стали для неё иллюстрации к "Мастеру и Маргарите", они же получили наибольшую известность. Но интересовало её очень многое: от жизни Пушкина до космонавтики.

Иллюстрации к "Мастеру и Маргарите". Вдова Булгакова была чрезвычайно впечатлена: в рисунках имелись некоторые мотивы, знать которые, кроме них с мужем, не мог никто.
Иллюстрации к "Мастеру и Маргарите". Вдова Булгакова была чрезвычайно впечатлена: в рисунках имелись некоторые мотивы, знать которые, кроме них с мужем, не мог никто.

Родители Нади - театральный художник Николай Константинович Рушев и первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Родилась художница в Улан-Баторе, куда родители были откомандированы поднимать искусство народной Монголии. Но уже в год рождения дочери семья переехала в Москву.

31 января 1952 года родилась Надя Рушева - Надежда (Найдан) Николаевна Рушева, художница-вундеркинд, начавшая рисовать в 7 лет и скончавшаяся уже в 17 (6 марта 1969 г.).-4

Формально Надя живописи нигде не училась, по выходным только посещала изостудию: родители, осознав масштаб дарования дочери, решили дать ему развиваться свободно. Но, имея отца-художника, общее представление о технике живописи Надя, конечно, имела. Пыталась рисовать с трёх лет, с пяти - регулярно. В семь рисовала минимум по полчаса в день. Без эскизов и почти без исправлений. Этим и объясняется высокая продуктивность.

"Иван Бездомный" из булгаковской серии.
"Иван Бездомный" из булгаковской серии.

К числу непризнанных гениев и мрачных непонятых отвергаемых вундеркиндов Надя Рушева никоим образом не относилась. Характером отличалась, скорее, общительным, занималась спортом, лыжами... Были способности потенциальной балерины (но тут воспротивилась мать - сама бывшая балерина). Персональные выставки начались с 12 лет, тогда же - публикации в газетах и журналах. Близких подруг по школе не имела, но, после смены в "Артеке", где она работала в пресс-центре лагеря, активно переписывалась с друзьями по всей стране.

"Отступающий Наполеон". Из серии по "Войне и миру".
"Отступающий Наполеон". Из серии по "Войне и миру".

Причиной ранней смерти стал разрыв врождённой аневризмы сосуда головного мозга, то есть обширный инсульт. Диагностировать это заболевание на тот момент было невозможно. Если бы диагноз своевременно был поставлен, лечение потребовало бы весьма серьёзной многочасовой операции на открытом головном мозге...

5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях. Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Дочь была оживленная, радостная. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!» Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась.
Надя умерла шестого марта… А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка… И она сказала: ну как же? И так тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз". И, между прочим, так и было.

Из воспоминаний Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой

Впрочем, в то время говорили, что, учитывая диагноз, она и так прожила куда дольше, чем считалось возможным...

На памятнике - Кентаврёнок.
На памятнике - Кентаврёнок.

Несмотря на все свои печальные стороны, это история, по большому счёту, не такая уж и грустная. Надежда Рушева реализовала себя в творчестве: оставила после себя больше живописных работ, чем многие художники, прожившие в несколько раз дольше. Успела получить всеобщее признание. Жила в любящей семье и общалась с друзьями...

Автопортреты
Автопортреты

Тут, скорее, приходит в голову другая мысль. Трудно отделаться от впечатления, что вот такая способность - "просто спроецировать на бумагу образ и обвести его" - как-то связана с особенностями в работе зрительной коры головного мозга. Что, в свою очередь, может быть связано с особенностями её кровоснабжения, то есть, в конечном счете, с тем самым заболеванием. Уникальный талант мог быть его оборотной стороной - в совокупности с воспитанием в семье художника, высокой чувствительностью и развитыми воображением и эмпатией.

Но тогда возникает вопрос: допустим, жила бы она не в 50-60-х годах, а сейчас. Первая же магнитно-резонансная томография головы позволила бы определить болезнь. Эндоваскулярная операция - если бы она понадобилась - проводится за пару часов и не особенно травматична. И всё: опасности ранней смерти нет. Но избавление от болезни с большой долей вероятности лишило бы художницу и её уникальных способностей. Превратило бы в одну из сотен рядовых графиков-самоучек...

Согласилась ли бы она продлить себе жизнь такой ценой? Сложный вопрос. О чём-то подобном можно спросить каждого: найдите самое важное в себе - и скажите, пожертвовали бы вы этим ради значительно более долгой жизни? Я, кажется, знаю, что я бы ответил. А вы?

PS: Письма Нади Рушевой к товарищу по "Артеку" Алику (сейчас - российский режиссёр азербайджанского происхождения Олег Сафаралиев) частично опубликованы. Интересно звучит голос того поколения...

PPS: Каежтся, здесь тот самый незавершённый фильм. Но открывается через раз.

3PS: А вот этот рисунок побывал в космосе:

"Мальчиш-Кибальчиш". Текст на рисунке написан рукой космонавта Г. М. Гречко.
"Мальчиш-Кибальчиш". Текст на рисунке написан рукой космонавта Г. М. Гречко.