"Птица" рода "Белый лебедь" (albus cygnus) - относится к семейству стратегические, подсемейства турбореактивные. Ареал обитания нижняя Волга, но легко может перемещаться в любые города и страны. К сожалению мест обитания у этой "птицы" осталось не так много (как хотелось бы) в связи с наличием у нее естественных врагов. Прожорлива. Любит ласку, доброту и смазку, а также пошуметь при взлете, а иногда уже и во время полета. Дружелюбна и общительна, чем пользуются ее недоброжелатели, окружая чрезмерным вниманием и опекой, но аристократическое воспитание и мощные двигатели, позволяют ей избегать ненужных встреч и знакомств. Имеет богатый внутренний мир, и куда бы ни летала, везде и всегда несет с собой наше радушие и любовь.
Несколько фактов про нашего героя:
- самый тяжелый боевой самолёт — 45т
- самый быстрый бомбардировщик — 2220 км/ч
- обладатель 46 рекордов
- нашими лётчиками прозван как "Белый лебедь", кодификация НАТО — Blackjack «дубинка»
- довольно комфортный самолёт: улучшена эргономика рабочих мест, есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого ранее не было на других стратегических бомбардировщиках
- Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США.
- Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева и др.
Пробежимся по истории.
В 60-х годах прошлого века СССР развивал стратегические ракетные вооружения, а США ставили на стратегическую авиацию. К началу 70-х у нас была мощная система ракетно-ядерного сдерживания, но по авиации всё было плохо: дозвуковые Ту-95 и М4. Эти два самолёта не могли пройти ПВО стран НАТО.
Разработка Ту-160 началась после решения США о постройке сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1 (Rockwell B-1 Lancer)
Требования к будущему самолёту:
- дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18 км — 11-13 тыс. км
- дальность полёта в дозвуковом режиме на высоте и у земли 16-18 и 11-13 тыс. км соответственно
- суммарная масса боевой нагрузки — 45 тонн
- самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли
Проекты:
Проекты изначально созданы в ОКБ Мясищева и в ОКБ Сухого. ОКБ Туполева не взялся из-за загруженности. К началу 70-х года оба ОКБ приготовили проекты бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла.
ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.
ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой геометрией крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20, построенный по аэродинамической схеме «утка».
После того как в 69 году ВВС представило новые технические требования новому самолёту, проектом занялся ОКБ Туполева.
Сначала Туполевцы отклонили вариант с изменяемой геометрией, т.к. считали, что вес механизмов поворота крыла сводил на нет все преимущества данной конструкции и взяли за основу чертежи Ту-144.
В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М-18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.
Проект ОКБ Мясищева был сильно похож на американский самолёт B-1 (Rockwell B-1 Lancer), но он был создан раньше.
Взлёт Лебедя:
Испытания:
Всего было построено 8 самолётов двух опытных серий. Первый этап заводских и госиспытаний проводился на базе ОКБ в ЛИИ, затем испытания перенесли в НИИ ВВС в Ахтубинске, где с борта отрабатывалось практическое применение ракет Х-55. При пусках широко использовался командно-измерительный пункт, построенный на базе Ил-76.
В марте 1987 года в ходе испытаний потерян Ту-160 сер. № 01-02.
Госиспытания машины завершены в 1989 году.
Проблемы эксплуатации:
- двигатели НК-32 имели электронную систему регулирования, которая регулярно отказывала, что приводило к отключению двигателя в полёте или к незапуску на земле. Воздухозаборники двигателей оказались склонными к зуду (резонансные вибрации), от которого образовывались трещины и вылетали заклёпки. Низкая надёжность системы уборки-выпуска шасси вынудила несколько месяцев в 1988 году летать без уборки шасси, пока механизм не доработали.
- на больших скоростях полета расслаивались и «хлопали» сотовые клееные панели стабилизатора, на двух самолётах отвалился большой кусок оперения. Стабилизаторы были заменены на усиленные меньшей площади. В одном из полётов оторвался кусок обтекателя форкиля.
- был случай несанкционированного самозатормаживания колёс шасси на взлёте, что привело к разрушению пневматиков.
- абсолютно неприемлемой надёжностью обладал бортовой комплекс обороны. Был заменён хвостовой обтекатель антенн БКО, что сразу снизило вибрации.
- система кондиционирования поддерживала в кабине давление, соответствующее высоте 5000 метров, что вынуждало весь полёт экипажу проводить в кислородных масках. Также большой проблемой оставалось истребительное катапультное кресло К-36ДМ, комбинезоны, шлемы, кислородные маски, мало приспособленные для многочасовых полётов.
- шум в зоне обслуживания самолёта многократно превышает все допустимые нормы, достигая 130 dB (при запуске ВСУ он на 45 dB превышает болевой порог). Для техсостава требуется применение наушников, спецобуви и антивибрационных поясов.
- в гидросистеме самолёта применялось токсичное синтетическое масло.
Различия между Ту-160 и новым модифицированным Ту-160М:
1. В отличие от Ту-160, модернизированный «Белый Лебедь» не оснащен оптико-электронным прицелом ОПБ-15Т «Гроза», который в базовой версии находился в передней части. Такой прицел обеспечивал точное бомбометание вне зависимости от погодных условий.
2. В хвостовой части Ту-160М можно заметить массивный обтекатель новейшей системы радиоэлектронной борьбы, которой нет на Ту-160.
Галерея Ту-160: