Найти в Дзене

Искусство Северной Кореи: не только соцреализм

Представляете себе живопись КНДР точь-в-точь как из нашего советского прошлого - лозунги, патриотические сюжеты, пёстрые цвета и нарочито счастливые лица а-ля «Гарольд, скрывающий боль»? Не всё так предсказуемо. Прокачайте свою эрудицию, прочитав краткий экскурс FMM в мир современного северокорейского искусства. С 50-ых годов прошлого века в КНДР складывалась техника живописи, которую называют чучхейским соцреализмом. Она объединяет в себе продвижение идеологии чучхе (тематически) и традиции восточного рисунка (технически). Последние насчитывают развитие длиной в две тысячи лет! «Цветы для Ким Ир Сена» / Источник Развитию соцреализма в искусстве КНДР поспособствовали командировки художников в СССР. Плакаты, мозаика, сюжетная живопись - всё это перенималось с особой внимательностью. Написание картин маслом на какое-то время прижилось в КНДР, но вскоре стало искореняться как чужеродное, «буржуазное».  / Источник Ему на смену пришли древние техники восточной живописи и непосредственно - с

Представляете себе живопись КНДР точь-в-точь как из нашего советского прошлого - лозунги, патриотические сюжеты, пёстрые цвета и нарочито счастливые лица а-ля «Гарольд, скрывающий боль»? Не всё так предсказуемо. Прокачайте свою эрудицию, прочитав краткий экскурс FMM в мир современного северокорейского искусства.

С 50-ых годов прошлого века в КНДР складывалась техника живописи, которую называют чучхейским соцреализмом. Она объединяет в себе продвижение идеологии чучхе (тематически) и традиции восточного рисунка (технически). Последние насчитывают развитие длиной в две тысячи лет!

«Цветы для Ким Ир Сена» / Источник

Развитию соцреализма в искусстве КНДР поспособствовали командировки художников в СССР. Плакаты, мозаика, сюжетная живопись - всё это перенималось с особой внимательностью. Написание картин маслом на какое-то время прижилось в КНДР, но вскоре стало искореняться как чужеродное, «буржуазное». 

-2

/ Источник

Ему на смену пришли древние техники восточной живописи и непосредственно - северокорейские (древние и новые). О них ещё немало будет сказано ниже. Однако, увидеть полотна кричащих цветов, выполненных маслом, можно и в наши дни.

-3

/ Источник

Техника плаката в КНДР обрела второе дыхание. Плакаты развешаны вдоль аллей, дорог, на госучреждениях. Можно заметить: места для тусклых оттенков нет. 

-4

Плакаты в северокорейских городах встречаются на каждом шагу / Источник

-5

/ Источник

Ещё один вид искусства, который знаком нам по памятникам советского времени - мозаика, - в КНДР достиг вершин мастерства. Увидеть в наши дни его можно не только в метрополитене Пхеньяна, но также и в музеях, на выставках.

-6

Фрагмент мозаичного панно «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен» и картина «Победа» / Источник

В вышеперечисленных видах изобразительного искусства зачастую не обходится без пропаганды: возведение вождей в стан небожителей, обличение капиталистов (например, в нарочито жестоких картинах со сценами пыток во времена войны за независимость), прославление труда и превосходства корейского народа над прочими. 

-7

«Став родными отцом и матерью для детей павших революционеров» / Источник

-8

Полотна из Музея Американских Военных Злодеяний города Синчон / Источник

-9

Ким Сок Чин. «На рыбной ферме» / Источник

Удивительно здесь следующее. Во-первых, в КНДР такой подход к искусству: цеховость, наличие госзаказа и контроль, судя по всему, всех (или, по крайней мере, большинство) устраивает. Так как, насколько известно, в КНДР до наших дней не зародилось так называемого «подпольного» движения вроде наших концептуальной школы или ТЭИИ, которые позволяли надышаться духом свободы советским гражданам. 

-10

Ким Хён Мён. «Противостояние» / Источник

-11

Канг Джонг Хо. «Счастье» / Источник

Во-вторых, северокорейские мастера почитают за гордость сохранять и совершенствовать древние традиции и техники, наследие которых уничтожалось в период японской оккупации. Кропотливо изучают их в Пхеньянском институте изобразительного искусства, а зачем оттачивают в цехах Творческого объединения Мансудэ и других.

-12

В Пхеньянском институте вышивки / (Stephan) at Flickr / Источник

Для северокорейских художников живопись - не способ самовыражения, рефлексии, а стремление выразить достижения всего народа на протяжении истории. 

-13

Ким Ин Чанг. «Завтра с маяком» / Источник

-14

«В день примерки новой одежды» / Источник

И даже своеобразная новостная лента: картины сообщают о недавней застройке деревни, открытиях, деятельности вождя... Трудовые будни - подвиги простых людей также не остаются без внимания.

-15

Пак Дон Чхор. «Пионеры освоения Западного моря» / Источник

-16

Чвэ Дон Ир. «Новые дома в селе Мигок» / Источник

-17

Чон Мён Иль «Пусть расцветает народное здравоохранение!» и Ким Ин Сон «Экскурсия» / Источник

Так что же это за особая техника изображения, в которой преимущественно работают северокорейские мастера? Это яркий, красочный, как правило, крупноформатный рисунок («привет» советскому наследию), изображаемый на бумаге тушью. Ведущим инструментом рисования является не цветовое пятно (что принято у европейских мастеров), а линия, контур. В основе произведений северокорейских художников - история.

-18

Хам Сон Чхор. «День в зоопарке» / Источник

Есть в Северной Корее и бессюжетная живопись. Например, портрет, поражающий безыскусной (кажущейся) простотой.

-19

Портреты женщин в национальных костюмах / Источник

Женские портреты / Источник

/ Источник

А также натюрморты. Они зачастую выполняются не красками, а вышиваются на полотне. В этой же технике выполняются картины с анималистическим сюжетом. 

По-настоящему пушистая картина / Источник

-20

Ли Чоль Рёнг. «Белки на горе Ога» / Источник

Интересны мозаичные натюрморты из ракушек и перламутра. Снова - необычный сплав древних и относительно новых техник. 

/ Источник

Особую гордость для северокорейского народа представляет техника «Чосон Босокхва». В её основе - работа с растёртыми в порошок цветными полудрагоценными камнями, которые распыляют - слой за слоем - на покрытый клеем пластик или клеёнку. Отсюда эффект реалистичности, насыщенность красок, мерцание. Будто свет идёт «изнутри» картины, а не падает на неё.

Пейзаж в технике чосонбосокхва / Источник

Тематически техника «Чосон Босокхва» не имеет ограничений. В ней выполняют исторические сюжеты и пейзажи, портреты и натюрморты. 

/ Источник

/ Источник

/ Источник

Назвать имена наиболее известных современных мастеров живописи не так просто, так как было сказано выше: художник не имеет цели выделиться из толпы, состоит в цехах, объединениях, и служит общей идеологии (чучхе), прославляющей уникальность корейского народа. Несколько имен можно узнать из подписей к картинам. Например, признанным шедевром корейской живописи являются пейзаж Чон Ен Мана «Вечерняя заря над Кансоном». 

Чон Ен Ман. «Вечерняя заря над Кансоном» / Источник

Проследить историю корейского искусства посетивший КНДР сможет в Корейской Художественной галерее в Пхеньяне. Там же выставляются сохранившиеся древние произведения искусства (многое было утрачено во время японской оккупации). 

Ким Ду Рян. «Волопас» / Источник

Копии фресок из гробниц династии Когурё в Музее Пхеньяна / Источник

Но нам, жителям РФ, грезить о поездке в КНДР не обязательно: редко, но всё-таки «прилетают» выставки северокорейского искусства на Дальний Восток и в столицы. 

Выставка «И подо льдом течет вода» в Винзаводе / Источник

Выставка «Северная Корея: В лучах весеннего солнца» в ЦДХ / Источник