Я работал в школе учителем с 1980 года до 2014 года. Опыт достаточно большой, поэтому хорошо вижу когда и как школа становилась хуже и хуже для детей, учителей и родителей, а в целом и для всего общества. Сейчас уже очень многие видят, что в школе есть проблемы и их надо как-то решать, но как? Мнений много, но по-моему пока никто не видит главного: в детском саду, в школе и в семье никто не воспитывает у детей ответственность за свои поступки и действия.
В советское время ответственность у детей воспитывалась с самого раннего детства: в семье, в садике, в школе. Ребенок всегда был что-то должен. В семье - полить цветы, вымыть посуду. В садике - убрать игрушки, помочь товарищу, выучить и рассказать стихотворение. В школе - исполнять обязанности октябренка, пионера. О правах ребенка знали очень мало и дети и взрослые.
В настоящее время все наоборот. Прав много, а обязанностей у детей почти нет до окончания школы. Даже главная обязанность школьника - учеба, большинством детей выполняется спустя рукава. Они знают, что двойку им не поставят, на повторный год не оставят, а виноват в их плохих знаниях будет учитель. Стимула хорошо учиться нет, лучше в соцсетях поболтать.
В колледжах, техникумах и вузах продолжается та же картина: учится большинство студентов не особенно напрягаясь. В результате наше общество получает безответственных работников. Падают ракеты, самолеты, бьются автомобили, рушатся мосты, ставятся неверные диагнозы, множатся мошенники...
Сгущаю краски? Может быть. Но с таким воспитанием безответственности мы не сможем развиваться как государство, как общество. Всегда кто-то где-то недокрутит гайку, не проведет инструктаж по ТБ, нарушит правила...
Я вспоминаю время, когда сам учился в школе. В классе было 42 ученика (иногда больше), все уроки проходили стандартно: проверка домашнего задания, объяснение нового учебного материала, решение задач по новой теме. Ни один учитель нас не заинтересовывал для усвоения знаний. Мы прекрасно знали, что должны хорошо учиться. При проверке знаний за диктант, сочинение, контрольную работу больше половины (около 30) было четверок и пятерок. Двоек было максимум 3 штуки. А что сейчас?
Заключение
Как быть? Я думаю надо пересмотреть подходы к воспитанию детей с младшего возраста. Взять все ценное из прошлого, добавить новейшие психологические наработки и добиваться как можно лучших результатов в воспитании. Свою задачу я вижу в том, чтобы обратить внимание на проблему как можно большего числа людей. Конкретно предлагаю следующее:
- В законе об образовании изменить статус образования, убрать образовательную услугу и прописать важность обучения и воспитания подрастающего поколения;
- Потребовать от школ убрать ложь из отчетов по обучению детей. Учителю разрешить (без последствий для него) ставить те оценки, которые на самом деле заслужил ученик. Разрешить оставлять на повторный год обучения тех учеников, которые не освоили программу;
- Убрать из оплаты надтарифный фонд, включив его в оклад учителей (то есть вернуть советскую систему оплаты).