Найти тему
Виктор Сыроватко

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ...

Очевидно, что субъективные факторы: настроения, убеждения и предрассудки, социальные мифы играют важнейшую роль в действиях людей. Однако, процесс общественного развития является итогом взаимодействия тенденций, вызванных к жизни социально-экономическим положением, политической ситуацией, природно-географическими обстоятельствами и другими объективными причинами. Они оказывают влияние на сознание и поведение человека, его социально-политическую позицию, идеологические пристрастия, мотивацию трудовой деятельности, но это воздействие далеко не всегда прямое, вызывающее безусловную реакцию. В свою очередь субъективные, духовные начала способны инициировать действия, резко изменяющие функционирование политических, социальных и экономических структур не только отдельных регионов, но и целых стран и сообществ. Глобальные преобразования, охватившие страны Центральной и Восточной Европы, бывший СССР на рубеже 90-х гг., яркий тому пример, продемонстрировавший огромное значение общественных настроений, массовых эмоций, национальных духовных традиций, менталитета.

Драматичность и низкая эффективность российских реформ, клубок негативных процессов, граничащих с национальной трагедией, которую они породили, не в последнюю очередь объясняется игнорированием социально-психологического, морально-нравственного, эмоционального аспектов состояния населения России. Команда Ельцина, вначале с энтузиазмом поддержанная народом, использовала его поддержку для реализации двух иллюзорных тезисов, согласно которым «необходимо создать 100 000 собственников» и «рынок все рассудит и расставит на свои места». Поэтому нет нужды тратить время и силы на объяснения с косным народом, а тем более учитывать его настроение в проведении политического курса. Упование на свою безгрешность давало правящим кругам России возможность дистанцироваться от населения, его реальных нужд и проблем. А безнаказанность при реализации первого тезиса, породила безграничную коррупцию, экономическую преступность, практически разрушив национальную экономику. В результате возникла ситуация, когда народ оказался перед необходимостью самостоятельно адаптироваться к кардинально изменившейся социально-экономической обстановке, которая противоречит многим национальным традициям, базовым принципам не только советского, но и русского духовного мира.

В ряду условий, необходимых для преодоления глубокого кризиса в современной России, необходимым является взятие на себя ответственности за будущее регионов патриотически настроенных россиян, которые обязаны не только сплотиться для разработки концепции социально-экономического развития своих областей, но и не увлекаясь обобщениями, накапливая соответствующий местный материал, довести его до региональной общественности.

Задача состоит в том, чтобы концепция отвечали не только целям обогащения большей части населения, но и была востребована национальной ментальностью, применима для пропаганды наших идей и организации на их основе преобразований. Только это с неизбежностью заставит скорректировать реформы в сторону удовлетворения насущных нужд народа и позволит придать желанную скорость и размах созидательной деятельности.

При этом необходимо учитывать, что изменения общественного сознания – дело не быстрое, оно никогда не происходит с сегодня на завтра, что создает длительное «замирание» осознания перемен и даже их отторжение. Да и люди склонны испуганно цепляться за то, что привычно и понятно, испытывая внутренний дискомфорт и разной степени панику, ощущая толчки глобальных перемен. Предстоит большая, настойчивая и непрерывная пропагандистская работа по донесению наших идей до широких слоев региональной общественности.

Калининградский регион значительно отличается от ряда провинциальных районов Российской Федерации. Эти особые условия требуют нетрадиционных подходов, которые в настоящее время не могут быть применены на большей части России, но, применение которых возможно в Калининградской области с последующим переносом и на остальную территорию РФ. Эти подходы могут дать толчок реформам в правовой сфере, в организации управления регионами, они позволят накопить положительный опыт, не делая из всей страны испытательного полигона, а из россиян подопытных кроликов. Применение новых методов управления и правовых норм их обеспечения в этом регионе, при постоянном внимании к ним высших органов управления Российской Федерации, позволит компенсировать негативные последствия для миллионного населения области.

Итак, из каких условий мы должны исходить, разрабатывая концепцию социально-экономического развития Калининградского региона?

Глава 1.. Исторические и правовые факты присоединения территории Калининградской области к СССР и в последующем к Российской Федерации.

§ 1. Юридические аспекты установления государственной границы СССР и в последующем Российской Федерацией (Калининградская область) в этом регионе.

Очевидно, было бы правильно рассматривать «де-юре» проблему принадлежности Калининградской области Российской Федерации как следствие аннексии Восточной Пруссии войсками Советской Армии СССР и капитуляции 9 апреля 1945 года города-крепости Кенигсберга.

В соответствии с международным правом, чтобы аннексия могла состояться, необходимо как овладение спорной областью, так и наличие выраженной воли к ее окончательному присоединению, т.е. правомочность аннексии зависит от того, может ли рассматриваться в качестве допустимого применение насилия. В случае односторонней аннексии следует говорить об окончательном захвате. Только если война заканчивается либо мирным договором в результате полного захвата территории враждебного государства (debellation), либо окончательным прекращением военных действий, факт захвата приобретает правовую основу для территориального суверенитета. До этих пор завоевателю по военному праву переходят лишь права оккупационной власти.

С 9 апреля 1945 года по 2 августа 1945 года Советская Армия осуществляла на этой территории лишь права и обязанности оккупационных войск. С 1 августа 1945 года, со дня подписания Протокола Берлинской конференции № 158, которым передавался Кенигсберг и прилегающий к нему район СССР, наша страна, в соответствии с нормами международного права, приобрела правовую основу территориального суверенитета над этой территорией.

В разделе VI Протокола Берлинской конференции «ГОРОД КЕНИГСБЕРГ И ПРИЛЕГАЮЩИЙ К НЕМУ РАЙОН» указывалось:

«Конференция рассмотрела предложения Советского Правительства о том, чтобы впредь до окончания решения территориальных вопросов при мирном урегулировании прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцигской бухты к востоку – севернее Браунсберга – Гольдапа к стыку границ Литвы, Польской Республики и Восточной Пруссии.

Конференция согласилась в принципе с предложением Советского Правительства о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района, как описано выше. Однако точная граница подлежит исследованию экспертов…».

Этим правовым документом подтверждалась и признавалась правомочность аннексии территории площадью 17 948 кв.км. (15.1 тыс.кв. км – Калининградская область и 2 848 кв. км. Клайпедский (Мемельский) край). Признавалось, что, отдав приказ о нападении 22 июня 1942 года на СССР, Гитлер тем самым создал предпосылки для последовавшей позже аннексии Северо-Восточной Пруссии Советским Союзом.

Следует отметить, что притязания на аннексию Северо-Восточой Пруссии Сталин высказал впервые на конференции в Тегеране (проходившей с 28 ноября по 2 декабря 1943 года), что было поддержано Рузвельтом и Черчиллем и подтверждено позднее на конференции в Ялте. При обсуждении вопроса о западной польской границе И. В. Сталин указал, что «Советский Союз не имеет незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому ему нужны были бы незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель и соответствующая часть территории Восточной Пруссии». Он указал, что если англичане согласны на передачу СССР указанной территории, то Советское правительство будет согласно с формулой, предложенной премьер-министром относительно границ Польши. (док. № 62, стр. 167). Вместо описания границ он провел на лежащей перед ним карте масштаба 1:500 000 линию, пояснявшую притязания СССР на северную часть Восточной Пруссии.

Сталин подкрепил свои требования о включении Кенигсберга и прилегающего района в состав СССР и на Ялтинской конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года, выдвинув в качестве аргумента большое кровопролитие, произведенное русскому народу, в связи с которым отчуждение от Германии части ее территории в пользу русского народа, понесшего вследствие войны многомиллионные жертвы, было бы определенной компенсацией.

Предложение о передаче Советскому Союзу незамерзающих портов на Балтийском море было мотивировано в соответствии с признанием западными державами права СССР иметь выход к незамерзающим морям и как плата за страдания и большие потери, которые понес русский народ, в войне, развязанной Германией. Во время беседы глав правительств 30 ноября 1943 г. британский премьер-министр заявил, что «совершенно очевидным является тот факт, что Россия должна иметь выход в теплые моря» (док. № 59, стр. 142). Англия и США согласились удовлетворить советское пожелание. В послании И.В. Сталину, полученном в Москве 27 февраля 1944 года, Черчилль указал, что передачу СССР Кенигсберга и прилегающей к нему территории английское правительство считает «справедливой претензией со стороны России… Земля этой части Восточной Пруссии обагрена русской кровью, щедро пролитой за общее дело… Поэтому… русские имеют историческую и хорошо обоснованную претензию на эту немецкую территорию» («Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» т.1. М., стр. 242-243.).

Державы, подписавшие Потсдамский протокол, закрепивший договоренности, достигнутые на Тегеранской и Ялтинской конференции, принципиально подтвердили окончательную передачу города Кенигсберга с прилегающим к нему районом Советскому Союзу соответственно уже упомянутому прохождению границы. Точное прохождение границы должно было остаться делом квалифицированной проверки, которая в связи с изменением международной обстановки так и не была произведена. В ходе Потсдамской конференции союзники подтвердили отрегулированное берлинской декларацией 7 мая 1945 года определение Германии в полном соответствии границам, сложившимся к 31 декабря 1937 года. Они также сошлись в том, что Восточная Пруссия сюда не относится. В соответствии с этим Кенигсберг и прилегающий к нему район не подчинялись верховной власти контрольного совета союзников в Европе.

После завершения Потсдамской конференции вся власть над Северо-Восточной Пруссией осуществлялась исключительно СССР. Тем не менее, принимая во внимание мирный договор, между союзниками было достигнуто устное соглашение, согласно которому Кенигсберг и прилегающий к нему район также и в будущем подлежит управлению лишь со стороны Советского Союза. Против этого устного соглашения не поднимала никаких возражений и Федеративная Республика Германия.

Вопрос о правомочности аннексии СССР территории Кенигсберга и прилегающего к нему района был бы раскрыт не полно, если бы мы не упомянули так называемый, пакт Брианда-Келлога (Briand-Kellog-Pakt). Пакт, который в 1928 году заключило 60 государств, среди которых были и Германия, и Советский Союз. В этом международном соглашении война осуждалась как средство разрешения международных конфликтов. Однако признавалось право каждого суверенного государства на самозащиту. Таким образом участники соглашения осудили агрессивную войну, впервые дали правовую оценку вооруженным конфликтам, различив войну нападения и войну обороны. В соответствии с всеобщими правовыми нормами правомочность аннексии определяется тем, являлось ли предшествовавшее применение военного насилия допустимым. В соответствии с пактом Брианда-Келлога, противозаконна лишь аннексия, явившаяся следствием агрессии. Не случайно в последнее время многие историки на Западе, в первую очередь, немецкие, рассуждают о законности превентивной войны. Цель этих рассуждений - посеять сомнения в противоправности нападения Германии и законности аннексии территорий Германии по результатам этой войны.

Расположенная севернее Мемеля часть Восточной Пруссии, называвшаяся с 1919 по 1939 год Мемельской областью, сразу же после Потсдамской конференции без каких-либо письменных законных актов была передана в административное подчинение центральным правительством СССР Литовской ССР. Остальная часть переданных земель управлялась Советской Армией, которая осуществляла гражданское управление до апреля 1946 года. 7 апреля 1946 года Верховный Совет СССР в Москве учредил образование «Кенигсбергской области в составе Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР)», которая 4 июня того же года была переименована в Калининградскую.

Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки 30 июля-1 августа 1975 года) были подтверждены и нашли дальнейшее развитие применительно к новым условиям принципы, сформулированные в Ялте, Потсдаме и в Уставе ООН. Закреплена внешняя, имеющая статус государственной, граница СССР, признана нерушимость государственных границ в Европе.

Договор «два плюс четыре», касающийся окончательного урегулирования вопросов, имеющих отношение к Германии, заключенный в Москве 12 сентября 1990 года между четырьмя победившими во Второй Мировой войне державами, с одной стороны, и ФРГ и ГДР - с другой стороны, подтвердил принцип «нормативной силы фактического». Поэтому для дальнейшей судьбы территории Калининградской области и Клайпедского края он имеет очень большое значение и является договором особого рода, так как подтверждает правовые последствия вышеуказанного принципа и просуществовавшее пятьдесят лет территориальное положение. Он является международным соглашением как мирного, так и военного права, не имеющим прецедентов в мировой правовой практике. Относительно сложившейся в Северо-Восточной Пруссии ситуации договор содержит лишь косвенные замечания в третьем абзаце первой статьи, где подтверждается, что объединенная Германия не имеет и ни в коем случае не станет заявлять в будущем территориальные претензии к другим государствам.

Вывод: Аннексия СССР территории Кенигсберга и прилегающего к нему района, как указано в разделе VI Протокола Берлинской конференции, правомочна и законна, надлежащим образом оформлена международными соглашениями и формально закреплена в документах по итогам этих соглашений. Калининградская область и Клайпедский край де-юре принадлежат в соответствии со всеми международными правовыми актами СССР и его правопреемнику.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....