Найти в Дзене
Скромное мнение

Почему необходимо реформировать ГИБДД

Каждый раз сталкиваясь с необходимостью регистрации автомобиля мы обращаемся в ГИБДД – подразделение Министерства внутренних дел, являющееся правоохранительным органом. Как всякий правоохранительный орган, ГИБДД достаточно замкнуто от общества, скрытно и надменно. Зачастую сотрудники регистрационно-экзаменационных отделов ГИБДД при оформлении автомобилей ведут себя так, будто в данный момент обезвреживают особо опасного преступника. А обратившись к сотруднику ГИБДД с вопросом, вы рискуете быть испепеленными взглядом этого, с небес спустившегося на грешную землю, божества. Какую правоохранительную функцию выполняет МВД при регистрации автомобилей и при выдаче водительских удостоверений? Чем общественные отношения при регистрации автомобилей отличаются от регистрации недвижимости? Чем водительское удостоверение отличается от любого другого документа об образовании, дающего право заниматься определенной деятельностью? В связи с тем, что очевидных ответов на эти вопросы нет, то рассуждения
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Каждый раз сталкиваясь с необходимостью регистрации автомобиля мы обращаемся в ГИБДД – подразделение Министерства внутренних дел, являющееся правоохранительным органом.

Как всякий правоохранительный орган, ГИБДД достаточно замкнуто от общества, скрытно и надменно. Зачастую сотрудники регистрационно-экзаменационных отделов ГИБДД при оформлении автомобилей ведут себя так, будто в данный момент обезвреживают особо опасного преступника. А обратившись к сотруднику ГИБДД с вопросом, вы рискуете быть испепеленными взглядом этого, с небес спустившегося на грешную землю, божества.

Какую правоохранительную функцию выполняет МВД при регистрации автомобилей и при выдаче водительских удостоверений? Чем общественные отношения при регистрации автомобилей отличаются от регистрации недвижимости? Чем водительское удостоверение отличается от любого другого документа об образовании, дающего право заниматься определенной деятельностью?

В связи с тем, что очевидных ответов на эти вопросы нет, то рассуждения о сходствах и различиях между деятельностью ГИБДД и другими ведомствами, которые хоть и не имеют статуса правоохранительных, но успешно осуществляют аналогичные функции, вполне способны привести к мысли о необходимости реформирования ГИБДД. Итак...

Регистрация автомобиля и регистрация недвижимости

И объекты недвижимости, и автомобили имеют разную стоимость и могут условно делиться на «хлам» и элитные. Но, как правило, находящиеся в удовлетворительном состоянии, и те и те имеют высокую стоимость и социальную значимость.

Единственным явным отличием является то, что автомобиль рассматривается как источник повышенной опасности и более подвержен преступным воздействиям, чем недвижимость – угон, порча, поджог.

При этом, по моему скромному мнению, источником повышенной опасности сам по себе автомобиль не является, он становится таким только в связи с действиями управляющего им лица.

Следовательно, принципиальной разницы между автомобилем и, допустим, квартирой, с точки зрения общих принципов гражданского оборота, нет.

Однако государственной регистрацией недвижимости занимается гражданский орган – Росреестр, не имеющий правоохранительного статуса, званий, погон и прочих атрибутов божественности. И это не мешает ему осуществлять общественно важную функцию.

А прием документов на регистрацию автомобиля как на предоставление государственной услуги вполне может осилить любой МФЦ.

Чем процесс подачи документов в ГИБДД отличается от обращения в центр госуслуг "Мои документы"?
Чем процесс подачи документов в ГИБДД отличается от обращения в центр госуслуг "Мои документы"?

Сверка… Эта специфическая часть процесса регистрации, требующая непосредственного осмотра автомобиля, может быть передана в ведение станций технического обслуживания, проводящих диагностический осмотр автомобилей.

Так почему же тогда автомобили должен регистрировать суровый коммандос?

Никаких видимых причин для этого абсолютно нет.

Именно по этому ГИБДД требуется реформирование – регистрационно-экзаменационные отделы (РЭО) должны быть выведены из состава МВД и правоохранительных органов, поскольку осуществляют всего лишь функцию по правовой экспертизе документов и ведению реестра прав собственников автомобилей.

Ежегодный технический осмотр автомобилей должен быть отменен

На мой взгляд, требование прохождения технического осмотра — это просто архаизм, в настоящее время ничем не обоснованный. И, не смотря на то, что техосмотр уже не является функцией ГИБДД, целесообразно рассмотреть вопрос его отмены именно в контексте пересмотра всей системы регистрации транспортных средств.

Раньше техосмотр проводился непосредственно сотрудниками ГИБДД и приносил хорошую прибыль как ведомству, так и отдельным инспекторам. Настолько хорошую, что до сих пор МВД пытается вернуть себе право проведения техосмотра.

Необходимость контроля прохождения техосмотра безусловно имеется в отношении коммерческого транспорта, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров. Но для личного легкового транспорта это требование избыточно и должно быть отменено.

Ведь даже если нерадивый водитель не следит за состоянием личного автомобиля, у полиции остаются механизмы воздействия на таких водителей – привлечение к административной ответственности и назначение штрафов. А сами нарушения должны выявляться постами ДПС на дороге.

Выдача водительского удостоверения, как документа об образовании

По своей сути водительское удостоверение — это ничто иное, как документ, свидетельствующий об успешном прохождении образовательной программы по управлению автомобилем.

При этом имеется разделение процесса получения удостоверения – обучение проводит автошкола, а документ об обучении выдает правоохранительный орган. И где же логика?

Как по мне, так выдача, например, разрешения на ношение оружия и водительского удостоверения – не одно и то же. В последнем случае правоохранительная функция никак не обозначена в отличие от контроля за оборотом оружия, и поэтому должна быть изъята у МВД.

Конечно не все со мной согласятся и найдутся скептики, которые будут утверждать, что если полномочия по выдаче водительских удостоверений передать автошколам, то на дорогах начнется беспредел из-за низкого качества подготовки водителей.

Ничего подобного не случится, поскольку не изменится процесс обучения – его как проводили автошколы, так и будут. А если начать лишать автошколы лицензии в зависимости от деятельности и нарушений их выпускников на дороге, то непосредственно автошколы будут заинтересованы в повышении и качества обучения, и подготовленности выпускаемых водителей.

Итог

Система существования РЭО, действующая еще с советских времен, однозначно должна быть реформирована. В глазах общественности инспектора РЭО ГИБДД уже давно не ассоциируются с правоохранительной деятельностью, а всё больше с толстыми наглыми носителями власти, распоряжающимися ей в собственных корыстных целях.

Постепенно процесс избавления МВД от несвойственных функций уже идет. Примером тому является передача полномочий по изготовлению и выдаче регистрационных номеров транспортных средств в частные руки. А еще раньше проведение техосмотра передано СТО. И этот процесс реформирования системы должен быть продолжен.

Спасибо за внимание.

О коварстве страховки ОСАГО, которое нужно учесть каждому водителю