Найти в Дзене
Здоровье Среда

Как плановое хозяйствование губило великую страну. А также, как изготовить долблёнку

Оглавление

В институте на лекциях по научному коммунизму, истории партии и других подобных идеологических семинарах нам студентам того времени внушали, какой у нас замечательный политический строй, как верно под управлением КПСС мы семимильными шагами движемся к торжеству коммунизма. Как социалистическая система за счёт планового хозяйства превосходит капитализм. Молодому поколению не предоставлялась возможность проверить эту информацию в других источниках, страна была закрытая, а интернет появился только в 90-е. Коммунистическая идеология очень сильно промывала мозговые клетки в головах молодёжи. У меня в зачётке стоит пятёрка по «Научному коммунизму», а всё потому, что лекции читал замечательный оратор, хотелось походить не него.

Снова возвращаюсь к своим воспоминаниям, в которых моя не приукрашенная жизнь.

В 90- годы наступила шоковая терапия. От этой болезни страдали не только люди, но в большей степени – предприятия. В этот период отраслевая наука фактически уже работала только за счёт хозяйственных договоров, напрямую с предприятиями. Но вы помните, как в эти годы стали банкротиться и закрываться предприятия. Людям месяцами не платили зарплату, а предприятия при взаимных расчётах переходили на бартер. Товарный обмен привёл к тому, что с работниками своих предприятий стали расплачиваться кто чем, кто постельным бельём, кто посудой, кто стройматериалами и прочими изделиями.

Энергичные люди ринулись в администрацию города создавать свои ИЧП (индивидуальные частные предприятия). У меня был друг и коллега по работе Коля Коврижных, с которым мы обсудили идею ухода в свободное плавание. Поразмыслив, чем можно было бы заняться, решили создавать каждый свое ИЧП. Коля занимался керамической плиткой, а тогда этот товар был дефицитным, а в хозяйственных магазинах плитка была низкого качества. Я решил заниматься внедрением своих изобретений. Вот так мы вместе, редактируя друг у друга, написали два устава ИЧП.

Следует сразу сказать, что дела у нас не пошли, т.к. для производства керамической плитки нужно было закупить хорошее оборудование, а у меня не было заказчиков. То есть всё, и как всегда упёрлось в деньги, а где их взять, вот вопрос?

В это время институт массово сокращал своих сотрудников, так мы оказались на улице. Чтобы не умереть с голоду, устроился в один кооператив мастером в столярный цех. В цехе изготавливались двери, изготавливалась тара, и выполнялись различные заказы населения.

К дереву у меня в некотором роде была генетическая тяга. Мой отец, фронтовик войны, все зимы напролёт столярничал. Рядом со столом, за которым я делал уроки, стоял верстак, за которым мастерил отец. Смолистый запах свежей стружки у меня до сих пор отложен где-то в подсознании. Вся мебель в доме: диваны, шкаф, комод, столы и стулья были изготовлены отцовскими руками. Поскольку он был мастер, то работал под заказ, кому что, образцы, пожалуйста, вы на них сидите. Кроме мебели отец искусно делал кадки для воды, для квашения капусты и прочие ёмкости.

Вспоминаю, как одному родственнику из соседней деревни отец изготовил бочонок для брожения пива. Надо сказать, сделать такое изделие в кустарных условиях непросто. Каждый зелок (досочку) нужно отстрогать под определённым углом, состыковать с другим таким же и в целом получить круглый объем. Поскольку емкости требовались разные, разного диаметра и объема, то был набор шаблонов, также изготовленных вручную. К бочонку добавлялись два дна, одно нижнее, другое верхнее, а без них это уже не бочонок. После изготовления для проверки наливалась вода, если обнаруживалась течь, то с помощью железных обручей, которые с усилием досаживались, удавалось её исключить. Надо сказать, обручи он тоже изготавливал сам. В бочонке в верхнем дне сверлилось отверстие и в него вставлялась деревянная пробка.

Родственник, проверив качество изделия, остался доволен, отправился домой и поставил в новом бочонке на брожение пиво. Технологию не рассказываю, сейчас пиво варят несколько другим способом, а ингредиенты фактически те же: вода, солод, дрожжи, хмель, сахар.

Чтобы брожение происходило быстро, нужна теплота. Родственник поставил бочонок на свою большую печь. Для того чтобы пиво сильней натомилось и пробка не вылетела, как он рассказывал позднее, он с помощью полена поставил упор между пробкой и потолком. Через несколько дней заходит в дом, а в нос ударяет пивной запах. Последствия от такого эксперимента оказались безрадостные, мало того что пиво вылетело из бочонка, так ещё выбило потолочную доску, а бочонок остался целым.

Подглядывая, как мастеровито работает отец, я тоже начал мастерить из отходов производства. Помню, изготовил скворечник, который отнёс в школу, где он занял первое место среди поделок остальных ребят. На уроке труда изготовил табуретку, которая потом была выставлена, как образец, на который должны были равняться сверстники. Лыжи – тоже не простое изделие. Для их изготовления сам ходил в лес и выбирал молодую берёзу, потом раскалывал её пополам, вытёсывал, выстрагивал, загибал. Трудоёмкое, однако, изделие. Конечно это не пластик, тем не менее, лыжи получились лёгкие. Только вот незадача, при спуске с крутой горки, с выездом на другую горку я их сломал.

С началом весны верстак убирался. Весной, еще по снегу, отец уходил в лес, подыскивая подходящие осиновые деревья для изготовления лодок. Я тоже освоил эту технологию. Когда вернулся из Армии, то задержался дома и в первую весну помогал отцу изготавливать лодки. Деревни всегда располагались на берегу реки, поэтому лодка – это, прежде всего, транспортное средство на переправе. Потом рыбалка, в данном случае на реке Каме и на озёрах. Лодки требовались и для сплавки леса, об этом по подробнее.

Молевой сплав и плановое хозяйство

Молевой сплав.
Молевой сплав.

В советское время по лесным рекам сплавлялся лес. Эта технология социалистического планового хозяйствования. Зимой лесорубы срубали лес и возили его на берег реки, укладывая в штабели. После половодья, когда вода спадала и входила в свои берега, лес скатывали, и он по течению плыл до лесозадерживающего сооружения (запани). Там брёвна связывали в плоты, и они буксирами сначала по Каме, потом по Волге доставлялись в безлесные южные районы страны.

Откуда дровишки, то бишь лес?

Придётся остановиться немного подробнее рассказать о сплаве и социалистическом плановом хозяйствовании. Для рубки леса сначала строились лесоучастки (лесопункты), компактные поселения с типовыми домами. Сюда приезжали люди, но в основном собирались из окрестных деревень. В колхозах денег не было, а на лесоучастках, как на заводе, в средине месяца аванс, в конце денежный расчёт. Люди обживались, обзаводились хозяйством, держали и скот, вокруг дома сажали овощи. Леспромхоз выделял лесоучастку лесовозный транспорт и вперёд на лесные делянки. Каждому лесоучастку спускался план: столько-то кубометров древесины он должен заготовить, в течение месяца и года. При выполнении плана полагалась премия.

Заготовка леса. https://vk.cc/amC50x
Заготовка леса. https://vk.cc/amC50x

Помню историю, которую рассказывал один лесоруб, мой сверстник по семилетней школе. С его слов. Лесничество выделило несколько делянок для вырубки леса в болотистой местности, летом туда не заедешь, пилить лес можно только зимой. Сосняк был отменного качества, мы его пилили и стаскивали трелёвочным трактором в определённые места для погрузки и вывозки. Но с вывозкой не торопились по причине, того что нужно было убрать лес, нарубленный на других делянках. Дело приближалось к весне, а две лесовозные машины сломались. Пока привезли запчасти, пока отремонтировали, а тут и весна. Лес остался в болоте не вывезенным, а за лето он утонул, и частично был съеден короедом. Зато, мы получили хорошую премию за перевыполнение плана по заготовке леса. Так закончил свой рассказ мой бывший одноклассник.

И это далеко не всё, как работал план. Свезённый на берега лес, зачастую сносило половодьем, а безбрежная река разбрасывала брёвна по лугам, по прибрежным лесам, там он и оставался на съедение короедам и грибам. Бывала другая картина, река входила в свои берега, но потом резко падал её уровень. Лесоучастки просто не успевали раскатать штабелёванный лес, а нужно во что бы то ни стало очистить берега от него. Они его катали день и ночь, в результате обсыхания берегов лес снова оставался на берегах.

Для этих целей существовала ещё одна организация под названием «Сплавная контора», у неё были свои задачи и свои планы. Эта контора во время сплава леса нанимала работников из окрестных деревень и закрепляла за ними определённые участки берега для их очистки. В конце, когда сплав заканчивался, плыл по течению дебаркадер, в котором проживали сплавщики, а вся эта операция называлась «Зачистка». Тот лес, что был поблизости от воды, отправлялся по течению, а что там, на берегу, уже никого не интересовало.

Посмотрите на фотографию, которую я сделал в средине лета 1979 году, когда приехал в отпуск навестить родителей и помочь по хозяйству.

 Деревянные камские берега.
Деревянные камские берега.

На многие километры берегов не видно, они все были деревянные. Я отослал несколько фотографий в редакцию телевидения и в газету «Социалистическая индустрия». Редакция отправила моё письмо во Всесоюзное лесопромышленное объединение «Кировлеспром». Данная компания прислала мне ответ. Письмо до сих пор сохранилось, привожу отрывок из текста письма:

«На Ваш сигнал в передачу «Человек и закон» Центрального телевидения В/О «Кировлеспром» сообщает: 4 мая т.г. в Афанасьевском, 5 мая в Бисеровском леспромхозах во время ледохода при небывало высоких горизонтах (524 см по Бисеровскому водопосту) срезало береговую остолбовку и пучковую обоновку для крепления штабелей, в результате чего 37 т. м3 древесины было разнесено по полям и поймам».

Далее в письме было указано, сколько было якобы освоено (собрано), а «оставшаяся древесина будет заштабелевана в осенне-зимний период на незатопляемых местах для сплава в навигацию 1980 года».

Где бы они ещё нашли такие незатопляемые места? А их собственно никто и не искал и ни одно бревно не было заштабелевано. Элементарная отписка.

Надо отметить, что после сплава, работники конторы тоже получали премию за успешный молевой сплав.

Но это ещё не все потери леса при молевом сплаве. Очень много брёвен, долго пролежавших в воде, намокали и превращались в топляки. На некоторых реках от долгого сплава дно реки превращалось в деревянный настил.

Я сейчас радуюсь тому, что эта безобразная транспортировка леса молевым сплавом прекратилась, перестали взрывать водопады, такие как «Кивач» в Карелии. Перестали наносить урон рыбным нерестилищам, а также вред самой воде от загнивания коры деревьев. Постановление Совмина РСФСР от 25 сентября 1987 года № 384 "О прекращении молевого сплава леса на реках и других водоемах РСФСР". Прошло уже более тридцати лет, как было принято главное решение о поэтапном прекращении молевого сплава древесины, и это благо.

«По самым приблизительным прикидкам ученых, в России в результате молевого сплава леса утоплено не менее 38,6 миллиона кубических метров древесины» [1].

Технология долблёнки

При молевом сплаве сплавщикам требовались лодки. Представитель сплавной конторы ещё зимой договаривался с моим отцом на количество, какое он может сделать. О качестве речь не шла, так как представитель конторы знал, что качество будет на высшем уровне.

Коснусь, технологии изготовления такой лодки, вдруг кому потребуется, а секреты изготовления будут окончательно потеряны. Эта технология, наверное, и сейчас уже потеряна, т.к. ветераны уже умерли, а молодые покупают металлические, делают из фанеры или дощаники. Скажу сразу, что это не простая технология и требует знания некоторых секретов.

Рыбацкие лодки не большие, но устойчивые, плоскодонные.

Как я уже отметил, что долблёнки изготавливались только из осины. Это дерево обладает следующими преимуществами: дерево хорошо поддаётся обработке, менее других подвержено гниению, поддаётся разводу (о разводе чуть позднее).

Итак, спиливаем осину подходящего диаметра, чем толще, тем больше водоизмещение. Отрезаем комель и по размеру отпиливаем вершину. Полученный кряж ошкуриваем, обрубаем носовую и кормовые части, затем – окатываем. Окатка – это очень важный технологический процесс, где определяется будущее днище лодки, а оно должно быть ровным. Окатка сначала топором, затем остругивается рубанком или полуфуганком.

Далее, самая трудоемкая часть процесса, начинается копка, естественно не земли, а дерева. Для этого на длинном топорище насажен топор, под названием – тесло (тесла). Вы, уважаемые, читатели, также прекрасно понимаете, что это не серб – Никола Тесла. Тесла - это топор, у которого лезвие расположено перпендикулярно топорищу. Таким инструментом выкапывается, вырубается вся внутренняя древесина через узкую щель, через которую проходит лезвие теслы.

Для облегчения процесса, я пилой «Дружба» выпиливал промежутки, которые потом скалывались. Чтобы не прорубить насквозь лодочную скорлупу, использовалась технология сторожков, для этого использовалась кора другого дерева – осокоря. После окатки, как не покажется странным, будущее дно лодки сверлилось, а потом в эти отверстия забивались соответствующего диаметра осокоревые сторожки, изготовленные ранее на шаблоне. Длина сторожков соответствовала толщине днища лодки и равнялась примерно 2 см. Сторожки были оранжевого цвета и четко указывали на толщину днища лодки. Данные сторожки при спуске на воду разбухали, никогда не выпадали и не создавали течь. Изобретение предков!

Из леса ушла осина, ставшая ботником.

Нашел в Интернете несколько видео, оказывается, на Енисее ещё изготавливают долблёнки, а также в Мари Эл и в Нижегородской области. Из всех видео наиболее близкой технологией и красотой изделия понравилось у нижегородцев «Сделай себе ботник». Но вот по сторожкам ситуация у всех разная. Нижегородцы тут же на пеньке изготавливали эти сторожки, наверное, из таких же молодых осин. На Енисее похожая технология, а чтобы они выделялись, торцы подвергались покраске.

Поэтому, отцовская технология, самая прогрессивная по изготовлению и забиванию сторожков. Во-первых, их не нужно красить и пачкаться в краске, во-вторых, они все как один изготовлены на шаблоне, представляющего доску нужной толщины с множеством отверстий. В эти отверстия, как заточенные карандаши забивается кора осокаря. Когда набор полный, все отверстия забиты, ножовкой вдоль доски обрезаются все концы. Затем с этой же стороны подобным карандашом выколачиваются все сторожки. В детстве, по заданию отца, я ученик 6-го класса, строгал такие сторожки сотнями.

После того, как скорлупка готова, требовалась ещё одна весьма серьезная операция – нужно превратить ее в лодку, т.е. её распарить (развалить). Для этого разжигается костёр на длину лодки, которая ставится над ним на козлы. Далее идёт физический процесс. Подогретая снизу кора подсыхает и уменьшается в размерах, стягивается, как шагреневая кожа. При этом внутренняя часть раздвигает свои границы, в результате, лодка распускается, как цветок тюльпана, при замедленной съёмке. Здесь важно чётко контролировать процесс: во-первых, чтобы лодка не сгорела, во-вторых, требуется равномерная температура под всей поверхностью, в-третьих, требуется ставить упругие распорки, чтобы лодка быстрее расходилась и обратно не схлопнулась.

Далее, лодка сушится, желательно в тени и только после этого на борта нашиваются обоины (еловые или сосновые доски). После чего лодка смолится, после просушки ковчег для одного, двух, трех человек готов, остается изготовить вёсла.

1. Шестаков А., Золотое дно, Российская газета RG.ru №43(6614), 2015

Подписывайтесь на канал, комментируйте, всем благ!