Найти тему
Теодорычевы байки

Лабух. 8. Гимн великому городу

Первый рассказ цикла Лабух здесь.

В жизни всегда что-нибудь бывает впервые. Это первое событие остро запоминается и интуитивно выделяется в воспоминаниях, в чреде последующих аналогичных событий. Таким событием для меня был «Гимн великому городу» Глиэра.

Рейнгольд Морицевич Глиэ́р.  Фото из открытых источников.
Рейнгольд Морицевич Глиэ́р. Фото из открытых источников.

Это было первое произведение, которое я исполнял в составе симфонического оркестра. В симфоническом оркестре гораздо шире палитра окраски звука, чем в духовом. Так что каждая нотка, сыгранная тобой, слышна всему залу.

В этом произведении есть прекрасное соло валторн, которые и ведут основную мелодию этого гимна. С самого начала мне казалось неприличным давить своим звуком скрипочек, которые в принципе не могут со мной тягаться, хотя их и много. Потом я бездумно играл свою партию, не обращая внимания на остальных – было тоже плохо. И, в конце концов, я научился слушать оркестр и свой звук вместе – это то, что называется ансамбль.

С этого момента все пошло на лад. Я давно уж не играю в симфонических оркестрах, но до сих пор, когда слышу аккорд симфонического оркестра, то могу с уверенностью сказать, какие инструменты участвовали в его создании. Симфонический оркестр мне нравился значительно больше духового по звучанию, но по духу общения музыкантов ничто не сравнится с духовым оркестром. Лабухи всего мира видимо одинаковые, а может быть это нация такая.

Симфонический оркестр, в котором я играл. Фото из личного архива.
Симфонический оркестр, в котором я играл. Фото из личного архива.

С «Гимном Великому городу» и симфоническим оркестром у меня также связан первый интерес к девушкам, которых в духовом оркестре было до обидного мало. В симфоническом оркестре у меня появилась подружка – скрипачка, которая в полной мере владела музыкальным жаргоном и была очень подвижна. В ее устах фраза: «Чувак клево лабает, но поливы слабые», означала примерно следующее: «Исполнитель хорошо доносит музыкальную суть произведения, но техническое исполнение пассажей оставляет желать лучшего».

Своего брата, который играл на контрабасе, она определила, как «Брат - смурной басист», что означало: «Мой брат – контрабасист. Когда он увлекается игрой на контрабасе, то полностью уходит в музыку и становится недоступен для окружающих». Ее любимая шутка: «Чем отличается пиколист от флейтиста? Пиколист на две октавы смурнее». Это вы и сами можете перевести.

С этой подружкой, которую звали Лена, мы ходили на концерты модных исполнителей. После концертов я безропотно принимал ее сентенции по поводу композиторов, и только что услышанной музыки: «Стравинский - лажух. Под эту муть можно только в кабаках берлять. Вообще-то ему так башляют, что я вообще кочумаю», что означает «Не так уж хорош Стравинский, как его хвалят. Под его, в сущности, ерундовую музыку, можно кушать в ресторане или кафе. А уж платят ему такие деньги, что и сказать-то нечего».

Лена была непревзойденным критиком скрипичной, фортепьянной и оркестровой музыки, но сама на скрипке играла слабо, поэтому на представительских концертах я чаще всего оказывался рядом с другой скрипачкой Наташей Ленской. Наташа была очень симпатичной девочкой, влюбленной в скрипку. Еще у Наташи была какая-то особенная скрипичная стойка, как у Николо Паганини со старых гравюр. С Наташей было легко встретиться, так как она всегда была в музыкальной школе, когда бы я туда не пришел. Но по той же причине за ней было очень трудно ухаживать, поскольку она все свободное время играла на скрипке. Вот такой облом.

Когда сейчас я слышу «Гимн великому городу», в моем сознании проплывают девочки – скрипачки, наши концерты, мой личный успех солиста, всякая закулисная возня (это в прямом смысле) и звуки настройки музыкальных инструментов. Это самая восхитительная смесь воспоминаний.

 «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» посвящен Санкт-Петербургу,  в 1992 году стал официальным гимном Северной столицы. Фото для обложки.
«Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» посвящен Санкт-Петербургу, в 1992 году стал официальным гимном Северной столицы. Фото для обложки.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 7. Учитель музыки Ленар" здесь.

Читайте следующий рассказ "Лабух. 9. Аркаша Искеев" здесь.

Об авторе баек читайте здесь.