Найти тему

Ко мне, Мухтар!

Добрый вечер, дорогие любители фарфора!

Вам конечно же известна эта овчарка ведущего скульптора-анималиста Бориса Яковлевича Воробьева. Кто то помнит ее с детства, когда рассматривал ее на комоде у бабушки. Кто то видел ее в серванте у соседей или в витрине местного краеведческого музея. У кого то она есть в коллекции.

Овчарка малая, авт. Б.Я. Воробьев, ЛФЗ, 1962 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Овчарка малая, авт. Б.Я. Воробьев, ЛФЗ, 1962 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

А знаете ли Вы, что у этой собаки есть реальный прототип? Нет, тогда читайте эту историю до конца. Началась она в еще до войны. Однажды советский писатель Израиль Моисеевич Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Меттер заинтересовался таким необычным экспонатом. Писателю удалось выяснить, что это легендарный милицейский пёс Султан, который участвовал в  более тысячи задержаний преступников и обнаружил похищенного имущества примерно в три миллиона рублей.

Чучело овчарки Салтан. Музей ленинградского уголовного розыска. Фото из архива коллекции  "Фарфоровый заповедник".
Чучело овчарки Салтан. Музей ленинградского уголовного розыска. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник".

В годы Великой Отечественной войны пес Султан работал в блокадном Ленинграде, он был два раза ранен преступниками, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушмин. Поклонник собак Меттер встретился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и его роли в розыскной работе.

Бушмин Петр Серафимович -старший лейтенант милиции с служебно-розыскной собакой Салтан. 1948, Орден Красной Звезды, медаль "За боевые заслуги". Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Бушмин Петр Серафимович -старший лейтенант милиции с служебно-розыскной собакой Салтан. 1948, Орден Красной Звезды, медаль "За боевые заслуги". Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Израиль Моисеевич Меттер (1909—1996) — русский советский писатель, сценарист. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Израиль Моисеевич Меттер (1909—1996) — русский советский писатель, сценарист. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

В результате совместной творческой работы появилась повесть "Мухтар". Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма. Меттер тонко передаёт свои наблюдения о повседневной советской жизни, он пишет рассказы и повести, обращая взгляд преимущественно на работу милиции, стремясь к объективному описанию жизни, далёкому от газетной героизации. Особым успехом у миллионов граждан страны Советов, пользуется его повесть о милицейской собаке «Мухтар» (1960). Популярность которой добавила экранизация книги, где в художественной форме говорится о человеческом отношении ко всему живому.

Восточно-европейская овчарка. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Восточно-европейская овчарка. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

На роль Мухтара взяли трёх собак - Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой. Главную роль по рекомендации сценариста Израиля Меттера режиссёр фильма Семён Туманов предложил Юрию Никулину. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров»…

Открытка "Кадр из фильма "Ко мне, Мухтар!". - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1963 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Открытка "Кадр из фильма "Ко мне, Мухтар!". - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1963 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

О воздействии кинофильма на умы зрителей говорит тот факт, что после выхода на экран, самой распространенной, среди собачьих кличек, была Мухтар. Даже Эдита Пьеха назвала своего пса Мухтар. А с годами кличка вообще стала нарицательной, обозначая смелость и верность собак. Огромную популярность фильму прибавила и выпущенная миллионными тиражами фигурка овчарки. На Ленинградском фарфоровом заводе был объявлен конкурс в котором помимо Б.Я. Воробьева приняла участие В.С. Драчинская. Победил в конкурсе Воробьев, его фигура собаки выпускалась не только на Ленинградском заводе, она стала стартовой скульптурой Краснодарского фарфорового завода. Было разработано более десяти вариантов росписи художниками по фарфору И.И Ризничем и В.М. Жбановым.

Овчарка, авт. восстановления В.С.Драчинская, ЛФЗ,1960 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Овчарка, авт. восстановления В.С.Драчинская, ЛФЗ,1960 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Спящая овчарка, авт. Б.Я. Воробьев, Рябовский керамический завод, 1963 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Спящая овчарка, авт. Б.Я. Воробьев, Рябовский керамический завод, 1963 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Вот такая история с фарфоровой статуэткой овчарки. Об этой истории писала газета Ленинградская правда в 1980-х годах.

Если Вам, дорогие друзья понравилась наша история, смело ставьте лайк и поддержите наш канал.

До скорой встречи!