Добрый вечер, дорогие любители фарфора!
Вам конечно же известна эта овчарка ведущего скульптора-анималиста Бориса Яковлевича Воробьева. Кто то помнит ее с детства, когда рассматривал ее на комоде у бабушки. Кто то видел ее в серванте у соседей или в витрине местного краеведческого музея. У кого то она есть в коллекции.
А знаете ли Вы, что у этой собаки есть реальный прототип? Нет, тогда читайте эту историю до конца. Началась она в еще до войны. Однажды советский писатель Израиль Моисеевич Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Меттер заинтересовался таким необычным экспонатом. Писателю удалось выяснить, что это легендарный милицейский пёс Султан, который участвовал в более тысячи задержаний преступников и обнаружил похищенного имущества примерно в три миллиона рублей.
В годы Великой Отечественной войны пес Султан работал в блокадном Ленинграде, он был два раза ранен преступниками, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушмин. Поклонник собак Меттер встретился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и его роли в розыскной работе.
В результате совместной творческой работы появилась повесть "Мухтар". Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма. Меттер тонко передаёт свои наблюдения о повседневной советской жизни, он пишет рассказы и повести, обращая взгляд преимущественно на работу милиции, стремясь к объективному описанию жизни, далёкому от газетной героизации. Особым успехом у миллионов граждан страны Советов, пользуется его повесть о милицейской собаке «Мухтар» (1960). Популярность которой добавила экранизация книги, где в художественной форме говорится о человеческом отношении ко всему живому.
На роль Мухтара взяли трёх собак - Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой. Главную роль по рекомендации сценариста Израиля Меттера режиссёр фильма Семён Туманов предложил Юрию Никулину. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров»…
О воздействии кинофильма на умы зрителей говорит тот факт, что после выхода на экран, самой распространенной, среди собачьих кличек, была Мухтар. Даже Эдита Пьеха назвала своего пса Мухтар. А с годами кличка вообще стала нарицательной, обозначая смелость и верность собак. Огромную популярность фильму прибавила и выпущенная миллионными тиражами фигурка овчарки. На Ленинградском фарфоровом заводе был объявлен конкурс в котором помимо Б.Я. Воробьева приняла участие В.С. Драчинская. Победил в конкурсе Воробьев, его фигура собаки выпускалась не только на Ленинградском заводе, она стала стартовой скульптурой Краснодарского фарфорового завода. Было разработано более десяти вариантов росписи художниками по фарфору И.И Ризничем и В.М. Жбановым.
Вот такая история с фарфоровой статуэткой овчарки. Об этой истории писала газета Ленинградская правда в 1980-х годах.
Если Вам, дорогие друзья понравилась наша история, смело ставьте лайк и поддержите наш канал.
До скорой встречи!