Найти тему
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны

Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад, но до сих пор мы слышим ее отголоски. Периодически в различных СМИ появляется информация о неожиданных и интересных находках военной техники. Сегодня я бы хотел рассказать о найденных самолетах. Самые интересные находки, конечно, те, которые найдены в хорошем состоянии, хотя сложно представить, как рухнувшая с огромной высоты «металлическая птица» может уцелеть и сохраниться до наших дней. Такими находками занимаются зарегистрированные профессиональные поисковые отряды.

На самом деле найти уцелевший самолёт, это очень большая редкость. В большинстве случаев они разбиваются вдребезги, а осколки разлетаются до 500 метров.

У поисковиков стоит главная задача: найти кабину с останками военных и двигатель самолета, по номеру которого можно идентифицировать борт. Самой тяжелой частью самолета является двигатель. Мощный удар об землю на высокой скорости, плюс взрывная волна от горючего, вминает двигатель в землю на глубину до 6 метров.

Поисковой отряд "Северо-Запад" , под Питером, достают самолет Ил-2.
Поисковой отряд "Северо-Запад" , под Питером, достают самолет Ил-2.

Для поисковиков это трудоемкая работа в грязи и холодной воде. К этому надо добавить кропотливую работу в архивах, которая открывает всю историю пропавшего самолета: при каких обстоятельствах пропал, численность и идентификация экипажа.

Я вам расскажу о трех случаях, когда были найдены почти целые самолеты.

На дне озера

Интересной находкой стал известный на весь мир одноместный штурмовик Ил-2. В августе 2018 года, в Мурманской области, со дна озера подняли самолет, которым управлял летчик А.И. Каличев.

О том, что ИЛ-2 находится в озере под Мурманском, стало известно от внука легендарного летчика. Александр Каличев в своих воспоминаниях о Великой Отечественной Войне рассказал, что во время штурма вражеского аэродрома Луостари, самолет был подбит. Летчику удалось посадить штурмовик на гладь озера и спастись, но самолет затонул. В каком именно водоеме был затоплен штурмовик, летчик не помнил, поиски продолжались несколько лет.

Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html
Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html

Все эти годы Ил-2 находился в мягком иле, состояние самолета специалисты расценивают, как пригодное для восстановления. После подъема самолет доставили в Новосибирск, для реставрационных работ. Планируется, что восстановленный штурмовик станет единственным в мире одноместным Ил-2, который еще поднимется в небо.

В тундре

Американский «Дуглас» С-47 1943 года выпуска, совершил свой последний полет в августе 2016г. Более семидесяти лет назад самолет произвел вынужденную посадку неподалеку от таймырской деревни Волочанка.

Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html

На борту находилось 23 три человека, включая 3 детей. Спустя три дня командир экипажа Тюриков с шестью добровольцами ушли за помощью, после их никто не видел, они пропали без вести . Люди пробыли в тундре 19 дней. Свою историю, записанную химическим карандашом, они оставили на обшивке корпуса: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело» - надпись 1 мая 1947 года. Последняя надпись гласит: "11 мая, МЫ СПАСЕНЫ". 11 мая оставшиеся люди на борту были спасены.

Записка на обшивке самолета. Источник фото https://www.rgo.ru/ru/article/s-vozvrashcheniem-duglas. Фото: Семен Алексеев
Записка на обшивке самолета. Источник фото https://www.rgo.ru/ru/article/s-vozvrashcheniem-duglas. Фото: Семен Алексеев

Тундра и отдалённость от населённых пунктов сохранили С-47, полученный ВВС СССР по ленд-лизу в марте 1943 года. Эвакуировать самолет в то время было невозможно. О нём благополучно забыли, и он простоял в тундре, в болотах, семьдесят лет, оставшись практически целым. Специалисты уверены, что самолет можно восстановить до лётного состояния.

Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html

Летом 2016 года самолет эвакуировала команда опытных авиаторов. «Дуглас» вновь поднялся в воздух, пролетев более восьмидесяти километров на внешней подвеске вертолета. Для того, чтобы доставить самолет на реставрацию, была организованна уникальная экспедиция. В музеях России не было ни одного экземпляра самолета этого типа. «Дуглас» стал одним из главных экспонатов, музея Освоения Русского Севера в Красноярске.

На дне моря

Ранее, в 2015 году, при строительстве Керченского моста в районе мыса Тузла, нашли и подняли на поверхность двухместный штурмовик ИЛ-2. В кабине самолета обнаружили останки пилота, его личные вещи и орден Красного Знамени. Боеприпасы были израсходованы наполовину, летчик сражался до тех пор, пока машину можно было держать в воздухе.

После исследований поисковиками Краснодарского края выяснилось, что штурмовик выпущен авиационным заводом 19 июля 1943 года. 1 ноября 1943 года самолет не вернулся с боевого задания, он был сбит в бою над Керченским проливом. В составе экипажа был 25-летний пилот гвардии младший лейтенант Ударов и 21-летний стрелок-радист гвардии младший сержант Калинкин.

источник фото https://tsn.ua/ru/politika/rossiya-zapretila-dvizhenie-sudov-cherez-kerchenskiy-proliv-909808.html?g=12687&m=386345222
источник фото https://tsn.ua/ru/politika/rossiya-zapretila-dvizhenie-sudov-cherez-kerchenskiy-proliv-909808.html?g=12687&m=386345222

Ежегодно, на территории бывшего СССР находят самолеты времен ВОВ, чаще всего «крылья Победы» не подлежат восстановлению и поднимаются со дна болот и озер по запчастям. Каждая находка напоминание об ожесточенности боев проходящих в небе, о подвиге совершенном летчиками ценой собственной жизни.