Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Газогенераторный ГАЗ-42.

Оглавление
Газогенераторный ГАЗ-42. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm
Газогенераторный ГАЗ-42. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Перед войной автомобили с газогенераторными установками нашли широкое применение в отдалённых районах, куда было трудно доставлять бензин. Кратко об истории создания установок для генерации газового топлива, их устройстве и автомобиле ГАЗ-42 описано ниже.

Как создавались газогенераторные установки?

Француз Филипп Лебон выделил светильный газ в конце 18 века. В 1801 году он получил патент на газовый двигатель, но построить его не смог по причине насильственной смерти. Совершенствованием конструкции генератора и двигателя занимались многие европейские инженеры в течение 19 века. Первым во Франции построил газогенераторный автомобиль инженер Тейлор в 1900 году.

Впоследствии газогенераторные автомобили прошли два этапа повышенного спроса, приведшего к тому, что наличие таких автомобилей в мире стало исчисляться сотнями тысяч. Активная работа по совершенствованию газогенераторных установок, и созданию автомобилей с их применением, велась в СССР различными заводами и институтами. Результатом этой работы стало появление наиболее совершенных, по меркам того времени, установок.

Схема газогенераторной установки НАТИ Г-14 из журнала "За рулем" №05-1939. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.
Схема газогенераторной установки НАТИ Г-14 из журнала "За рулем" №05-1939. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.

Правительственное задание предписывало Горьковскому автозаводу в 39-м году выпустить 10 тысяч грузовиков с газогенераторной установкой модели НАТИ Г-14, которая могла работать на древесном топливе. Московскому ЗИС нужно было выпустить 8 тысяч газогенераторных ЗИС-5 с установкой ЗИС-21. Нехватка бензина вынудила строить газовые машины, названные народом «газгены».

В газогенераторе одновременно образуются горючие газы, к которым относятся окись углерода, водород и метан, не горючие — кислород и азот, а так же водяные пары. Такой состав снижает концентрацию горючих ингредиентов в смеси и её калорийность. Для повышения концентрации горючих газов требуется охлаждение смеси газов и отделение воды, что производится в соответствующих отделах установки и делает её громоздкой.

Что входило в состав газогенераторной установки ГАЗ-42?

В состав газогенератора НАТИ Г-14, доработанной специалистами ГАЗа для условий заводского производства, входили узлы и агрегаты, представленные на рисунке 2:

  • Газогенератор с обратным (опрокинутым) процессом газификации (поз. 1), обеспечивающий при горении и сопровождающих его химических реакциях превращение твёрдого топлива в газообразное. Его корпус изготавливался из стального листа (1.8 мм), имел два люка: сверху для закладки топлива в бункер и изъятия золы снизу. При обратном процессе снижается образование смолистых веществ, и имеется возможность загрузки топлива без остановки двигателя.
  • Воздух в зону горения попадал через клапан (поз.6) и кольцевой канал с отверстиями, называемыми «фурмами». Генерация газов происходила при герметично закрытых люках (поз. 3 и 8), что обеспечивалось закладкой под их крышки асбестового шнура, пропитанного графитной пастой. Фиксация люков в закрытом положении обеспечивалась болтами и скобами. Горячий газ из зоны горения выталкивался вниз, где подхватывался тягой и устремлялся вверх в зазор между бункером и корпусом. Поднимаясь, он нагревал стенки бункера, что способствовало просушиванию топлива.
Схема расположения агрегатов газогенераторной установки из журнала "За рулем" №05-1939. Красной стрелкой отмечен газогенератор. Жёлтой стрелкой - охладители-очистители первой ступени. Синей стрелкой - тонкий очиститель второй ступени. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.
Схема расположения агрегатов газогенераторной установки из журнала "За рулем" №05-1939. Красной стрелкой отмечен газогенератор. Жёлтой стрелкой - охладители-очистители первой ступени. Синей стрелкой - тонкий очиститель второй ступени. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.
  • Два охладителя-очистителя горизонтального типа (поз. 9), заполненные внутренними перфорированными перегородками, снижали температуру газа и осаждали крупные механические примеси. Узлы располагались под платформой между лонжеронами и крепились к поперечинам рамы. Для спуска конденсата в них предусматривались отверстия с пробками. Очистку агрегатов рекомендовалось производить при пробеге 1000 км.
  • Тонкий очиститель (поз. 10) с корпусом цилиндрической формы, изготовленным из 1,5 миллиметрового листа. Он заполнялся металлическими кольцами Рашига, выполненными в виде тонкостенных трубок диаметром и высотой 1,5 см, засыпанными беспорядочно в корпус очистителя. На поверхности колец образовывался конденсат, собирающий мельчайшие примеси и увлекающий их в поддон корпуса, где имелось отверстие для слива жидкой и твёрдой фракции, которые рекомендовалось удалять через 5000 км пробега.
Смеситель готовил горючую смесь для двигателя. Схема из из журнала "За рулем" №05-1939. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.
Смеситель готовил горючую смесь для двигателя. Схема из из журнала "За рулем" №05-1939. Адрес: https://www.zr.ru/archive/zr/1939/10/gazogienieratornyi-avtomobil-gaz-42.
  • Смеситель воздуха с газом (поз. 17) обеспечивал подачу в цилиндры мотора горючей смеси необходимого качества и количества, обеспечивающего его работу на различных нагрузках. По соединительным трубопроводам осуществлялось движение газовой смеси между агрегатами установки.
  • Электровентилятор на 12 вольт (поз. 15) обеспечивал тягу при розжиге топлива и ускорял процесс. При выходе из строя вентилятора или аккумулятора тягу можно было создать работающим на бензине двигателем. При открытых люках газогенератор запускался благодаря естественной тяге. Любой вариант розжига требовал от водителя наличия навыков, сноровки, физического здоровья и большого количества времени.

Особенности конструкции шасси ГАЗ-42.

  1. Двигатель ГАЗ-ММ имел изменения, необходимые для работы на газе. Он снабжался головкой блока, обеспечивающей степень сжатия 6,5 единиц, и карбюратором типа «Солекс-5», совмещённым с газовым смесителем, что позволяло кратковременно применять бензин. Новая конструкция впускного коллектора исключала подогрев горючей смеси от выпускного коллектора.
  2. Задний мост с увеличенным передаточным числом главной пары частично компенсировал падение мощности двигателя из-за обеднения горючей смеси, но снижал скорость автомобиля.
  3. Для обеспечения работы пускового вентилятора автомобиль оснащался аккумулятором повышенной ёмкости.

Основные недостатки газогенераторного автомобиля.

Снижение до 40% мощности двигателя из-за недостаточной концентрации горючего газа в смеси.
Невозможность длительного использования бензина, который из-за малого октанового числа приводил к детонации двигателя.
Уменьшение грузоподъёмности автомобиля из-за расположения громоздких агрегатов установки.
Меньший запас хода, по сравнению с бензиновым двигателем.
Газогенераторные ГАЗ-42 на лесозаготовках в северных районах страны. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm
Газогенераторные ГАЗ-42 на лесозаготовках в северных районах страны. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm
Малый ресурс узлов и деталей установки, которые подвергались коррозии и часто выходили из строя.
Повышенная пожарная опасность установки.
Замерзание конденсата в агрегатах и трубах установки в зимний период времени.
Работы, по обслуживанию и очистке агрегатов от механических примесей, были трудоёмкими. Их приходилось выполнять чаще, чем предписывалось в инструкции.

Несмотря на большое количество недостатков, ГАЗ-42 за семь лет было изготовлено почти 32 тысячи штук. Они нашли широкое применение во многих районах страны в мирное и военное время, и стали там единственно возможными грузоперевозчиками.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются