В нашем издательстве вышло продолжение культовой серии, начало которой положено вот этой книгой. На сей раз раскрываемая тема — быт средневековья и развенчание мифов о нем.
Одно из весьма стойких предубеждений по поводу обсуждаемой эпохи состоит в том, что женщины тогда были бесправны, а мужчины к ним якобы относились как к вещам.
Проблема здесь в том, что люди переносят на более раннюю эпоху то, что стало нормой позже — в протестантских обществах Нового времени. Знаменитые ночные рубашки c пуританским вырезом в причинном месте, глаза, скромно уставленные в пол и тому подобные обычаи. Так вот, все это из XVII века. Не раньше.
Реальное же Средневековье было временем куда более веселым, чем принято считать.
Факт существования культа девы Марии (которой в Европе поклонялись куда истовее, чем Христу), сонма святых женского пола, а также история с Жанной Д`Арк довольно жирно намекают, что вышколенные и забитые женщины той эпохи — не более чем живучий миф.
Но мы приведем еще один аргумент.
Сохранилось огромное количество средневековых побасенок-фаблио и фарсов, которые показывали типичные отношения в семьях горожан того времени. И самый расхожий сюжет в них — жена ходит налево, колотит и ругает мужа-подкаблучника, а тот ничего не может этому противопоставить.
Очень типичный пример мы видим в фарсе «Лохань».
Горожанина Жакимо с двух сторон взяли в оборот жена и теща. Помимо своих мужских обязанностей он теперь полностью исполняет и традиционно женские работы по дому (причем составлен их подробный список) пока женщины бьют баклуши и унижают хозяина дома.
В какой-то момент теща пададет в лохань и крепко застревает в ней изрядной филейной частью. Она просит зятька пособить, но тот, наконец, вспоминает про мужскую гордость и заявляет, что такой работы в списке его ежедневных обязанностей нет.
В конце-концов он, конечно, вытаскивает родственницу, но лишь после клятвенного заверения, что та теперь будет честно выполнять свою часть работы по дому.
Другой вариант распределения ролей в семье представлен в фарсе «Бедный Жуан». Главный герой — богатый и влиятельный горожанин. Его жена не типичная для сюжетов того времени сварливая особа с острым языком и тяжелой рукой, а всего лишь капризная кокетка.
Она интересуется только собственной внешностью да платьями, заигрывает с другими мужчинами, мужем же вертит как пожелает. Бедняга Жуан искренне любит ее, радуется каждому оказанному женой знаку внимания, осыпает заботой. Но, увы, все без толку.
Еще раз: в средневековых фарсах показаны не редкие исключения из правил, а узнаваемые типажи.
Так что в средневековых городах царили, считай, «феминистские» нравы. Женщины запросто могли притянуть мужчину оскорбителя или нарушителя своих прав в суд. Мужья, конечно, имели право их поколачивать, однако на практике (как видно из многочисленных литературных памятников и судебных документов той эпохи) главной в типичной средневековой семье чаще всего была именно женщина.
Статья написана по книге Екатерины Мишаненковой «Блудливое Средневековье. Бытовые очерки западноевропейской культуры».