Это полка в алкогольном отделе магазина в Камбодже.
Далекая азиатская страна, несмотря на значительные культурные и гастрономические отличия от бывшего СССР и России, является одним из многих мест в мире в любом крупном маркете даже спустя 30 лет после развала СССР можно купить один из самых известных и узнаваемых продуктов уже несуществующей сверхдержавы — водку «Столичная».
«Русская», «Московская», «Столичная»: помните эту знаменитую троицу, которую даже в с закрытыми глазами на ощупь по форме бутылки мог узнать чуть ли не любой взрослый житель Советского Союза?
И главенствующее место «Столичной» в сложившемся табеле о рангах, где она занимала самоё почетное место: по большей части на праздничном столе, в загашнике «для особого повода», в виде «солидной» взятки (не для сантехников) и лучшей валюты, за исключением коньяка, когда нужно кого-то подмаслить.
Удивительное дело, но в сегодняшней России эта марка не имеет и сотой доли той популярности. Мало того, «Столичную» еще поди, сыщи в магазине!
Зато её можно легко купить в Ливане и Чили, в Сирии и Вьетнаме, в Камбодже и Испании, на Кипре и … даже в Северной Корее. Лично видел во всех этих странах.
Странная ситуация, согласитесь! Особенно учитывая все возрастающую моду на все советское, возобновление популярности некогда известных товаров и названий.
Мне стало интересно, почему так происходит, что вся «Столичная», а вместе с ней, кстати, и другая популярная советская водка — «Московская», продаются почти исключительно за границей.
Но достаточно было посмотреть на оборотную этикетку бутылки и … вопросов стало еще больше.
Ба, да она выпускается не в России! Латвия! Ничего себе!
Так вот в чём причина, похоже. «Столичная» теперь не Российская? Полез гуглить, так интересно стало, что же произошло со знаменитой советской водкой.
И оказалось все настолько банально, что даже смешно. «Столичную» водку, а вместе с ней «Московскую» и еще 40 алкогольных наименований еще в середине 90-х просто … профукали.
Нашелся очень хитросделанный товарищ по фамилии Шефлер, который с помощью обычной для тех лет схемы сначала увёл на новосозданное юридическое лицо 43 торговые марки, а затем продал их за смешные 800 тыс.долларов своей же, но уже иностранной фирме (голландской Spirit International).
Если вкратце, то схема заключалось в правопреемственности реорганизуемого и акционируемого бывшего всесоюзного предприятия «Союзплодоимпорт», которое в СССР было монополистом в производстве спиртных напитков и которому принадлежало огромное количество советском алкогольных брендов, включая «Столичную» и «Московскую».
Позже в России засуетились по этому поводу и с 2000-х годов идут различные судебные тяжбы, выносятся решения об отмене решений тех лет, которые влекут за собой отмену право собственности компании Шефлера на «Столичную» и т.д., но …
«Московская», которую я покупал в столице КНДР и «Столичная», подаваемая в Чили, как и в Испании, Хорватии, Камбодже и многих других странах, производится все также на Кипре или в Латвии и … не имеет никакого отношения к российским производителям.
Ну а у нас … говорят, сделали ребрендинг, что-то там поменяли в этикетках. Но найти в магазине, чтобы посмотреть своими глазами — нужно очень постараться и объехать не один супермаркет.
Вот так глупо мы потеряли советскую легенду...
Следите за продолжением репортажей из путешествия Барселона-Порту-Копенгаген: каждый день на этом канале выходит два новых материала.