Кто есть гений и почему его судьбу так часто сопровождает злой рок? Гений видит мир по-другому, это аксиома. Он имеет развитую, тонко чувствующую духовную организацию, его эмоции глубоки и…не всегда понятны. Весь этот разнообразный спектр чувств внутреннего мира многих завораживает, некоторых пугает… Человек не всегда понимает разумом, что хочет сказать своим произведением автор, но интуитивно может чувствовать посыл творца. Гении открывают в нас какой-то шестой орган чувств, относящийся к более тонкой материи. А как же им самим справится со всем своим спектром чувств, эмоций, находящихся за гранью понимания нашего разума? Как вместить их в себя и остаться счастливым или хотя бы понятым?.. И чем им приходится жертвовать?..
«Я не хочу своей свободы
Там нет смысла жить с разбитым сердцем…»
Именно с этих слов начинается песня Фредди Меркьюри «It's a Hard Life», а мелодия в этот момент совпадает с фрагментом арии Канио из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», который во время исполнения этого фрагмента поёт «Смейся Паяц над разбитой любовью» (видео 1.42 мин.) Канио – клоун, который обнаружил, что его жена не верна ему, но, не смотря на свою печаль и страдания, которые ему приходится преодолевать, продолжает выступление клоуна и развлекает публику, потому что представление должно продолжаться.
(к слову, не каждый оперный певец может исполнить эту часть)
Поэтому эпизодические роли в клипе отданы персонажам итальянской комедии Пульчинелле, Арлекину, Коломбине и Капитану
Фредди предстаёт в этом клипе перед нами в красном облегающем комбинезоне с пластиковыми глазами и перьями различных птиц… В последствии этот наряд назовут костюмом креветки… Но у креветок только 2 глаза и…нет перьев, даже если они королевские(!).
Так что же за костюм на Фредди? Люди, знакомые с греческой мифологией сразу узнают в нём Аргуса. Наличие перьев в костюме будет объяснено чуть позже.
А́ргус, также А́ргос —персонаж древнегреческой мифологии. Многоглазый великан, в связи с чем получил эпитеты «Всевидящего» и «Многоглазого» или «Панопта».
Множество глаз, из которых одна часть спала, а другая бодрствовала, делало его идеальным стражем. Именно ему Гера дала задание охранять, превращённую в белоснежную корову, возлюбленную Зевса - Ио. Видя страдания своей возлюбленной, Зевс поручил своему сыну Гермесу освободить свою любовницу. Гермесу с большим трудом удалось усыпить Аргуса игрой на свирели, после чего он убил многоокого великана, а потом по одной версии – отрубил ему голову, а по другой – разбил камнем. Узнав о том, что Аргус убит, Гера создала страшного овода для того, чтобы он повсюду преследовал и жалил Ио. По одной версии Гера либо превратила Аргуса после смерти в павлина, либо поместила его глаза на павлиний хвост. По другой рассыпала его глаза по ночному небу в виде звёзд.
«Бывало, к вечеру, после заката, ложился огромный Аргус над морем на хребет гор, и видели корабли издалека в открытом море, как мерцает его тело, словно звезды праматери Ночи. Вот взмахнет он усыпанной глазами рукой по небу, и кажется, что посыпались с неба дождем звездные ресницы. Верным слугой был Аргус Гере...» Я.Э. Голосовкер "Сказания о Титанах"
Теперь необходимо найти Гермеса. Кто в клипе на песню «It's a Hard Life» играет Гермеса/Меркурия (в римской мифологии Гермес — это Меркурий), которому Зевс поручил убить Аргуса?
В мифе Меркурий убивает Аргуса. В клипе Аргуса-Фредди Меркьюри по аналогии тоже убивает Меркурий. Как всем известно Фредди взял сценический псевдоним Меркьюри. В последствии он говорил: «Я настолько всемогущ на сцене, что мне кажется, я создал монстра. Когда я выступаю, я абсолютный экстраверт, хотя на самом деле я совсем другой человек. На сцене я просто мачо, секс-символ и я очень самоуверен, из-за чего многие меня неправильно воспринимают». Меркьюри, как сценическая, публичная личность полностью поглотила Фредди настоящего и не даёт ему свободы, которой он, в общем-то и не хочет и о чём сразу признаётся в песне.
В одном из кадров клипа явление Гермеса/Меркурия представлено очень символично. По обе стороны от него стоят Джон-Единорог и Роджер-Лев, а в руках у него кейс очень сильно, напоминающий гроб, символизирующий смерть.
*Единорог и Лев являются атрибутами Меркурия. Эти герои немного зашифрованы здесь, и чтобы их точно идентифицировать, нужно вспомнить «Алису в Зазеркалье», где перед началом решающей игры Единорог был отнесён к белым шахматным фигурам, а лев – к чёрным.
В 17 веке было написано стихотворение о битве Льва и Единорога в сборнике «Стихи матушки гусыни» (иллюстрация к нему ниже), со временем оно попало в повесть Кэрролла Льюиса «Алиса в Зазеркалье», только у Кэрролла Лев стал чёрный.
Несмотря на то, что Меркурий/Гермес здесь мало похож на себя, его иногда художники именно так изображали.
Джон-Единорог и Роджер-Лев прошли, глядя на Фредди, а он продолжает петь. Больше на Фредди никто не смотрит! Он одинок!
И тут меняется кадр и резко перед нами появляется Фредди-Аргус в ПАРИКЕ, и поёт «Как это больно, глубоко внутри» Причём за время этих двух фраз два раза меняется кадр! «Как это больно» поёт Фредди в парике, потом мелькает Фредди без парика, но с перьями кукушки (атрибут Геры), с перьями павлина (!) и страуса (символ справедливости). (!) Напомним, что Гера превратила мёртвого Аргуса в павлина, либо поместила его глаза на хвост павлина. Когда Фредди Меркьюри в парике и без атрибутов мёртвого Аргуса его все замечают, вокруг него кипит жизнь, ему аплодируют. Он живёт яркой публичной жизнью, он живой, не убитый меркурием.
Но когда он без парика, на нём символы уже убитого Аргуса (перья павлина) и на него никто, в общем-то, внимания не обращает, его ни для кого нет, все заняты собой…
В следующем эпизоде Фредди поворачивается к Брайну-Меркурию, который начинает делать интересные движения пальцами на гитаре-черепе ( Меркурий усыпил Аргуса, играя на свирели, а потом убил), а затем под торжественную музыку поднимает победоносно гитару-череп вверх!
После этого жеста гитара-череп опускается Меркурием и публичный образ Фредди окончательно победил Фредди настоящего (слова Фредди : «Я настолько всемогущ на сцене, что мне кажется, я создал монстра «…» меня неправильно воспринимают», и «Я женат на музыке»). Далее Единорог-Джон и Лев-Роджер становятся по бокам Брайна-Меркурия, который, спускаясь по лестнице, открывает Фредди уже с перьями павлина (убитый своей публичной жизнью) и опять поёт «…этот мир, наполненный скорбью и есть люди, ищущие любви любым путём…но я всегда буду жить завтрашнем днём. Я оглянусь на своё прошлое и скажу, что это всё ради любви. я это всё сделал ради любви, ради любви, я это делал ради любви…» Единорог и Лев, символы победившего сценического образа, остаются с Фредди настоящим, и больше не уходят от него …
P.S. В клипе есть другие персонажи и параллели, которым, при желании, можно найти объяснение и поделиться своим мнением в комментариях).
***
Уважаемые читатели, если Вам понравилась наша статья и Вы хотите поделиться ею с кем-либо, то автор просит Вас отнестись с уважением к его труду и воздержаться от копирования текста, а делать только репост.