Найти в Дзене

Взлет и падение главного казнокрада Петра I

В петровскую эпоху воровство и мздоимство было делом довольно обычным. Впрочем, в России это характерно как для более раннего времени, так и для более позднего. Например, в Судебнике Ивана III 1497 взяточничество осуждается, в судебнике Ивана Грозного 1550 года за взятки также предусматривается наказание.

Одним из главных взяточников и воров во времена Петра I стал его любимец и фактически ближайший сподвижник Александр Данилович Меншиков.

До встречи с Петром Александр Меншиков торговал пирогами. Правда, впоследствии он этот факт своей биографии всячески отрицал, пытаясь доказывать, что его предками были литовские дворяне.

Юный Александр познакомился с Петром через немца Ф. Лефорта и поначалу стал денщиком царя. Стремительно возвысившись, бывший торговец пирожками принялся с присущей ему неисчерпаемой энергией набивать карманы. Свой огромный капитал Меншиков сколотил, специализируясь на присвоении себе вымороченных (спорных) поместий. Не брезговал ближайший друг царя наживаться и на том, что укрывал на своих землях старообрядцев, которые преследовались государством. Ну и в государственную казну Александр Данилович тоже смело запускал свою руку.

Когда то и дело вскрывались злоупотребления Меншикова, Петр I говорил примерно следующее: «Где дело идёт о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им Отечеству и государю».

Заслуги у Меншикова были не только военные, но и сердечные. Ведь именно он свел Петра I с Мартой Скавронской, которая впоследствии стала императрицей Екатериной I.

Однако из-за того, что растраты были поистине огромными, Александр Данилович на какое-то время оказался в немилости. Желая вернуть расположение царя, Меншиков первым поставит свою подпись в знаменитом деле царевича Алексея, сына Петра. Царевич был казнен, а Меншиков вернул расположение государя.

Ге Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.
Ге Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.

Когда император-реформатор скончался, Меншиков, прекрасно понимая, что не сносить ему головы, коли к власти придет сын приговоренного им к смерти Алексея Петр, приложил все силы, чтобы усадить на трон Российской империи свою старую знакомую Марту Скавронскую, которая к тому времени стала Екатериной Алексеевной, коронованной супругой императора.

Поскольку Екатерина Алексеевна имела весьма пагубное пристрастие к вину, да и вдобавок, видимо, была больна туберкулезом, то всем было ясно, что долго ей не править. Меншиков при ней стал фактически государем, но дни императрицы были сочтены.

Необходимо было заполучить место в окружении уже подрастающего Петра Алексеевича – внука Петра I. Царедворец еще в правление Екатерины согласует помолвку Петра Алексеевича со своей дочкой Марией. Впрочем, помолвка состоялась только после смерти императрицы с воцарением на российский трон Петра II.

Александр Меншиков стал теперь для Петра Алексеевич не кем иным, как «батюшкой». Внук Петра Великого именно так называл убийцу своего отца.

Но туберкулез стал одолевать и всесильного временщика. Из-за болезни «светлейший князь» упустил бразды правления. Рядом с растущим не по годам юношей оказались Долгорукие, которые не питали к Меншикову никаких теплых чувств. Когда Петр II окончательно попал под их влияние, то расправился со всесильным временщиком, сослав его в поместье под Рязанью, а в октябре 1727 года конфисковав все имущество «светлейшего князя».

За 40 лет нахождения рядом с правителями Российской империи Меншиков нажил 90 000 крепостных, 6 городов, несколько дворцов. У Меншикова было конфисковано 5 млн руб. наличными, 9 млн. рублей в английском и голландском банках и такое количество драгоценностей, что их никто не сосчитал.

Александр Данилович Меншиков.
Александр Данилович Меншиков.