30 января на экраны вышла уже восьмая версия «Маленьких женщин» — на этот раз за роман Луизы Мей Олкотт взялась автор «Леди Берд» Грета Гервиг. Что из этого получилось? Сейчас расскажем.
Когда в сети появились новости о том, что Гервиг берется за прозу Олкотт, многих разбирало любопытство. Было безумно интересно, что с этим нравоучительным текстом сделает Грета, какое найдет решение. Ее предыдущий фильм — «Леди Берд» был не просто историей взросления, а фильмом, после которого долгое прощание с детством казалось чем-то нормальным. «Маленькие женщины» по сути тоже об этом. Четыре талантливые девушки (пианистка, актриса, художница и писательница) — сестры семейства Марч, растут в 1860-е, во времена, когда амбиции для женщины нечто сродни мини-юбке. Чтобы состояться в том мире, им необходимо сделать только одно — удачно выйти замуж. А если, как пела Мулан (еще одна героиня, которая не спешила надеть подвенечное платье), «девушка умна и знает все сама» — ничего хорошего не жди.
Совершенно очевидно, что выбор произведения продиктован вездесущей фемповесткой. Вот, мол, посмотрите, как в годы гражданской войны девчонки сражаются со своими «вторыми ролями». На фоне мужчин, которые уходят на фронт, пропивают состояние, находят любимое дело и далее по списку, они тоже чего-то стоят: помогают бедным, ставят спектакли, учатся изобразительному искусству и пробуют публиковаться. И сегодня это выглядит как такое психологическое поглаживание: посмотрите, какие молодцы. И невольно добавляешь про себя: не то что мы — живем в своем 2020-м и даже на закон о декриминализации домашнего насилия повлиять не можем.
Так что ловите непопулярное мнение: «Маленькие женщины» — красивое, талантливое, но очень топорное кино. Все персонажи настолько типичны, что, кажется, созданы для какого-нибудь глянцевого теста в духе «Кто вы из сестер Марч?»: свободолюбивая карьеристка, добродушная тихоня или хранительница домашнего очага? Предсказуемость, с которой эти девушки совершают те или иные поступки (или их постигает та или иная судьба), не вписывается в представление о Гервиг как о самой модной, успешной и перспективной постановщице.
Ожидать от костюмного кино со старомодным сюжетом какого-то взрыва, конечно, глупо. Изменишь текст — поклонники распнут, вставишь современную ремарку — тоже жди волны критики. Кажется, что, как и ее героини, Грета скована тугим корсетом. Так что «нового прочтения», о котором пишут многие критики, мне кажется, не получилось. Но здесь дело скорее не в боязни тухлых помидоров, а в чрезмерной преданности. Как нет способа эффективнее убить любимую песню, чем поставить ее на будильник, так и нет более скучного фильма, как экранизация режиссером любимой книги. Есть, конечно, и исключения вроде «Властелина колец» Питера Джексона, но это не тот случай. Грета с такой осторожностью относится к истории Олкотт, что, кажется, чувствует предательство в любом новаторстве. (Так что если вы боялись за любимых героев — не стоит.) В итоге единственная ее сценарная находка — ломаный таймлайн. Да, в такой версии фильм действительно выглядит свежо. Но на этом, пожалуй, все.
Хотелось бы похвалить «Женщин» за актерские работы — с таким-то кастингом это же проще простого. Но такую Ронан мы уже видели в «Бруклине», такую Уотсон в «Красавице и чудовище», такую Стрип — в «Суфражистке». Даже Тимоти Шаламе теряется на фоне этого «гелсбэнда». Остается лишь звезда «Солнцестояния» Флоренс Пью — за роль Эми она получила номинацию на «Оскар». Награду ей, скорее всего, не дадут, но для молодой актрисы (Фло едва исполнилось 24) это все равно событие.
Много было написано и о том, что у каждого поколения должны быть свои «Маленькие женщины» — не просто же так за роман Олкотт кинематографисты берутся в восьмой раз. Была версия и с Кэтрин Хепберн, и с Элизабет Тейлор, у миллениалов — с Вайноной Райдер и Кристианом Бейлом. Понравятся ли Zэшникам «Маленькие женщины» Гервиг? Да, вполне. Тут все на своих местах. И костюмы красивые (Жаклин Дюрран, как всегда, на высоте), и Александр Деспла музыку чудесную написал. Но что нового она им скажет? Что они могут заниматься чем хотят и совершенно не обязаны выходить замуж? Боюсь, в 2020-м роман Олкотт устарел настолько, что уже не трогает. И дать ему новую жизнь Гервиг не удалось: она лишь стряхнула с него столетнюю пыль и вернула обратно на полку.