Эта веселая музыкальная история была обнаружена в рукописных мемуарах Владимира Теляковского – впоследствии директора Императорских театров, а на момент описываемого случая – офицера лейб-гвардии Конного полка.
В Конном полку была так называемая трубачевская команда – небольшой духовой оркестр и хор в количестве 40 человек. Она пополнялась главным образом воспитанниками полковой школы, куда поступали музыкально одаренные мальчики, как правило, дети нижних чинов, служивших в конной гвардии. Но были в команде музыканты и со стороны, добровольно поступавшие на службу. Среди них – многие с консерваторским образованием.
Военный духовой оркестр подчинялся полковому адъютанту, который ежедневно совершал с ним манежную езду. Именно с этой традицией и был связан случай, который произошел в мае 1884 года с полковым адъютантом князем Мещерским.
«Побеседовав довольно продолжительно с Бахусом, князь Мещерский, около 4 часов утра, весной, приказал хору трубачей поседлать лошадей, для того, чтобы с ним вместе сделать поездку, – говорится в записках Теляковского. – Приказание было исполнено, и он, во главе хора, отправился на острова. Все шло благополучно, но подъезжая к Дворцу великого князя Владимира Александровича, тогда командующего войсками, ему пришло в голову приказать трубачам играть вальс Э. Вальдтейфеля, который любила великая княгиня Мария Павловна».
Эмиль Вальдтейфель – французский композитор, дирижер и пианист, за свою жизнь написавший более 250 вальсов, которые в конце XIX века соперничали с вальсами Штрауса. Например, всем известная мелодия цыганского романса «Милая, ты услышь меня» была написана на мотив вальса «Долорес» Вальдтейфеля. И вот майским утром в четыре часа утра эта чудесная мелодия зазвучала в исполнении образцового духового оркестра прямо под окнами великого князя.
«Музыка, в такой необычный час, произвела, конечно, переполох среди не только мирно спящих во дворце, но и в соседних домах, – читаем записи Владимира Теляковского. – Великий князь был взбешен, что нарушили его сон. Великая княгиня ничего не имела против ненадолго проснуться под звуки любимого ею вальса».
В шесть утра полковой адъютант князь Мещерский вернулся с трубачами в казармы и в положенное время выступил на репетицию майского парада гвардии на Марсовом поле. Он счел своим долгом доложить командиру полка князю Барятинскому о своем утреннем музыкальном «подарке».
«Тот его внимательно выслушал, даже смеялся, находил поступок князя Мещерского оригинальным, хотя и странным, – отмечал Теляковский. – И когда адъютант окончил свой рассказ, посоветовал ему, хотя бы вновь играя тот же вальс, после репетиции парада отправиться в командирское управление на сутки под арест. В предупреждении повторения ночных концертных номеров перед окнами главнокомандующего. Когда князь Барятинский явился к великому князю, тот оказался не столь раздражен, и только спросил: «Что это за глупая манера у Вашего полкового адъютанта: ночью играть на набережной, когда все спят?».
Так благополучно закончился этот инцидент. Все оказались довольны – особенно трубачи, получившие от князя Мещерского по стакану вина.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.