Найти тему
Артём Карманов

Разнос дизеля: опасное и эпичное месиво с кучей дыма.

Кубометры дыма в минуту... Страшный рёв... Так умирает дизель.

Красиво, завораживающе, но крайне опасно. Фото: Яндекс
Красиво, завораживающе, но крайне опасно. Фото: Яндекс

Разнос двигателя - это неуправляемое повышение частоты оборотов двигателя. Он встречается в дизельных моторах, газотурбинных и электрических. Пример разноса дизеля:

Сейчас конкретно по дизелю.

Причина номер раз - дизельные двигатели управляются подачей количества дизеля топливным насосом высокого давления (ТНВД) в камеру сгорания. Скорость вращения двигателя напрямую задаётся производительностью ТНВД. Для поддержания заданных оборотов используется центробежный регулятор уменьшающий впрыск топлива при увеличения частоты вращения двигателя. В случае заклинивания рейки ТНВД разрывается цепь регулировки подачи топлива и уже в зависимости от положения регулятора может либо заглохнуть из-за нехватки топлива либо уйти в опасный разнос.

Последствия разноса дизеля. Фото: Яндекс
Последствия разноса дизеля. Фото: Яндекс

Следующая причина - это забор масла из камеры сгорания в коллектор. На некоторых двигателях вентиляция картера выведена через коллектор. При высоком износе двигателя поршень пропускает газы из камеры сгорания в картер, которые подхватывают масленый туман из картера и всё идёт во впускной коллектор. Из впускного коллектора это идёт в камеру сгорания и смешивается с топливом. А из-за того что в машинном масле больше химической энергии чем в обычном дизеле и дизельный двигатель может спокойно работать на машинном масле, то происходит повышение оборотов. Такой разнос еще опаснее, потому что количества масла хватает для работы двигателя вообще без топлива и обороты растут бесконтрольно. Дизельный двигатель также может уйти в разнос при прогаре поршня или при неисправности турбины.

Масло так же может накапливаться в интеркулере о чем не всегда вспоминают при ремонте и отремонтированный движок может снова уйти в разнос.

Gif: Яндекс
Gif: Яндекс

Опасность разноса:

  • разрушение двигателя в результате повышенной механической нагрузки
  • возгорание в выпускном коллекторе, перегрев и заклинивание двигателя
  • опасность нахождения рядом с двигателем в разносе

Как вывести дизель из разноса:

  • Самый надежный способ - это перекрыть подачу воздуха. Берём что-то плотное: тряпку (очень плотную), дощечку, лист металла или кусок пластмассы (что будет под рукой) и этим перекрыть воздухозаборник.
  • Еще есть способ - перерубание топливных магистралей, но может не сработать и лишь потратите время. (напоминаю, время время между началом разноса и его перегревом и заклиниванием - 2/3 минуты)
  • И еще способ - включить самую высокую передачу и попытаться тронуться, двигатель захлебнётся и заглохнет, НО может не сработать и мощности хватить поехать, так же можно потерять коробку.

В представленных видео есть моменты глушения двигателя первым способом.

Удачи и берегите свои дизеля)

А вот еще пара моих статей:

Ту-160 "Белый лебедь" Монстр построенный 40 лет назад.

Новый случайный рекорд скорости для дозвуковых самолётов.

Оценивайте и пишите своё мнение в комментариях.