Найти тему

Хлеба нет. Ни за какие деньги(.

Сначала немного объяснения, а начало здесь

Это не Италия, не Испания и не Аргентина какая, простигосподи.

Как же живет сейчас некогда крайне важная для страны Кругобайкальская железная дорога? Что стало с людьми, когда после строительства Иркутской ГЭС и появления Иркутского водохранилища ее участок Порт Байкал – Слюдянка стал тупиком? На что может рассчитывать турист?

-2

Некогда жизнь здесь бурлила – на участке 90 км было несколько поселков в которых жили люди, обслуживавшие дорогу. Во-первых, она нуждалась в присмотре непрерывно – обвалы там происходят постоянно даже сейчас, хотя казалось бы, более, чем за век, должно было обвалиться все, что хотело, ан нет.

эти подпорные стенки вовсе не для красоты ставили.
эти подпорные стенки вовсе не для красоты ставили.

Горная порода оказалась менее прочной, чем рассчитывали и взрывы при строительстве значительно повредили ее целостность. Камни разного размера скатываются постоянно, некоторые падают на жд полотно, некоторые попадали даже в поезда, о катастрофах на КБЖД напишу чуть позже.

Как-то так.
Как-то так.

В наши дни где-то постоянно дежурит бригада и в случае обвала к нему спешат 5-7 мужчин на дрезине, примерно такой, и освобождают путь. Поезд в это время стоит и ждет.

-5

Во-вторых, там жило много солдат, охранявших это узкое горлышко, от которого зависела пропускная способность всего Транссиба. Не совсем понятно, от чьих диверсий они охраняли КБЖД, но жили целыми казармами. Когда жд сообщение прекратилось, солдат перевели, местным стало совсем негде работать и они тоже разъехались.

В позапрошлом году во время похода зарядил дождь и мы решили воспользоваться рекламным предложением и переночевать под крышей, в тепле и сухости. В Маритуе нас встретил мужчина, не помню его имени, и повел перпендикулярно Байкалу вверх по распадку.

фото распадка не нашла. Понимаете, почему там всегда обвалы?
фото распадка не нашла. Понимаете, почему там всегда обвалы?

Было темно и не особо видно, что вокруг. Минут через 20 мы дошлепали по лужам до двухподъездных двухэтажных домов! Кто бы мог подумать, что они там есть. Обычное местное жилище – деревенский дом, а тут просто небоскребы какие-то.

В нормальном состоянии дома, их там несколько, вокруг детская площадка, ухоженные теплицы, баня. Удобства во дворе, отопление печное, электричество есть. Архитектура только странная, архитектор явно не от мира сего был, и сильно – в домах высоченные потолки и огромные окна. Самого бы его заставить все это бохастьтво протапливать в Сибири зимой, да еще и с байкальскими ветрами, вредителя.

Все чисто и совершенно прилично, без маргинальства всякого. Народу в нашем доме жило человек 6. На 8-10 здоровенные 3-х комнатные квартиры. А когда-то в поселке, по словам хозяина, жило 3000 человек, даже училище какое-то было. И, сдается мне, сейчас большинство жителей приезжает на лето – огород, рыба, живность, а на зиму переезжает на «Большую Землю».

ближайший большой поселок Култук. Вдалеке Слюдянка.
ближайший большой поселок Култук. Вдалеке Слюдянка.

Кстати, не сказать, что люди там позабыты-позаброшены – если что случится, МЧС по Байкалу привозит врача.

Знаете, что самая большая ценность для пешего туриста на КБЖД? Нет, не газ и батарейки. Нет, не деньги – они там вообще не нужны, разве что, на всякий случай. А? Это хлеб.

Местные жители его не пекут, а привозят на электричке Мотане из города или большой деревни Култук, все равно ездят туда постоянно – кто работает, кто за мелочевкой всякой. На продажу они хлеб не возят, ибо дикий турист нерегулярен и малочисленен, а организованный, передвигающийся туристическим поездом, по хлебу за один день соскучиться не успевает.

Вот так затоваришься на продажу, а его не раскупят и пропадет. Куда его потом – сухари сушить и грызть? Коз кормить? Травы поедят.

Когда я пошла на КБЖД дикарем в первый раз, мы этого момента не учли. Хлеб тяжелый, компания большая, тащить все на себе, какие-то пункты продаж там есть, так что хлеба мы взяли с собой символически. И через пару дней осознали себя с паштетом, сыром, колбасой. Отлично. Хочешь, друг на друга их намазывай, хочешь – в суп кидай, хочешь – от куска откусывай или пряником из банки черпай. У всех встречных-поперечных просили хлеба продать, даже в дома стучались, но не судьба.

Так что, когда хозяин квартиры из дома с большими окнами без проблем дал нам нарезной батон в целофановом пакете, это было круто, почти слезы благодарности из глаз. Он же его из Слюдянки за десятки км в рюкзаке вез, в гору тащил и бывает он там не каждый день. Это ж как брусок золота.

-9

Продолжение традиционно следует.

Кругобайкалка 1

Кругобайкалка 2

Кругобайкалка 3

Кругобайкалка 4

Кругобайкалка 5